Архитекторы: в Петербурге, по сравнению с Римом и Веной, объекты культурного наследия защищены
На площадке Российского Этнографического музея проходит биеннале «Архитектура Петербурга». В острых дискуссиях рождаются идеи, как сделать городскую среду для горожан комфортной и безопасной.
Суровое законодательство
По словам руководителя архитектурного бюро «Б-2», председателя Совета по работе с молодыми архитекторами Союза Архитекторов Петербурга Феликса Буянова, инвесторы, желающие вдохнуть жизнь в ветшающие здания, «задушены» охранным законодательством. Причём как федеральным, так и городским.
«Инвестор не хочет связываться с исторической застройкой города, так как ему придётся погрязнуть в бесконечных согласованиях, разрешениях и запретах, которые предписывает закон об охране памятников. Если и вкладывается, то зачастую силы и ресурсы, заложенные на работу, совершенно не окупаются. В итоге за такую недвижимость никто не берётся, и историческая застройка становится обременением, в первую очередь – для города», – рассказал Феликс Буянов.
Он отмечает, что историческое наследие создавалось потом и кровью ещё в Российской империи, сейчас Петербург достоин отдельной статьи федерального бюджета на сохранение этих памятников.
Своего коллегу поддержала руководитель практики недвижимости, строительства и государственно-частного партнёрства в Петербурге, адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Ольга Мищенко. Инвесторам действительно тягостно работать с историческими объектами.
«Законодательство при работе с объектами культурного наследия действительно суровое. Требования к работе жёсткие, окупаемости для инвестора практически нет. Но если в случае с памятниками в историческом центре предъявляемые требования ещё можно оправдать, то почему инвестор не имеет послабления при работе с "серым поясом" города, совершенно не понятно. И это, конечно, отпугивает», – комментирует Ольга Мищенко.
В тоже время руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры» Михаил Кондиайн уверен, что у страны не хватит денег на «реабилитацию» исторических зданий.
«Конечно, главные памятники должны содержаться и реставрироваться. Но у нас в городе около 7 тыс объектов рядовой исторической застройки. Они памятники, но под охраной не находятся, и ждать, что триллионы рублей выделят, чтобы привести их в порядок или реконструировать, не стоит», – сказал Михаил Кондиайн.
Казалось бы, ситуация безвыходная. С одной стороны, средств на сохранение и благоустройство целого «города-памятника» не хватает, с другой стороны, с деньгами могут помочь инвесторы, только разрешите.
Концептуальный подход
Тут же возникает и новый вопрос. А есть ли вообще среди всех наших дорогих и любимых зданий – памятников, которые мы стремимся сохранить, место новой архитектуре? Городу нужно развитие, а иначе он «мумифицируется» и начнет потихоньку умирать, считают эксперты.
По словам руководителя архитектурного бюро «Литейная часть 91» Рафаэля Даянова, в городе вполне есть место новой архитектуре.
«Далеко ходить не нужно. Посмотрите на наши внутриквартальные территории. Кроме того, мне приходится часто бывать на территориях различных сооружений, я их фиксирую на фотоаппарат, но показать это всем совершенно не хочу, потому что зрелище страшное. Есть в нашем городе еще так называемый «серый пояс». Он также нуждается в развитии и появлении новых архитектурных объектов», – сказал эксперт.
При этом специалисты подчеркивают, что Петербургу нужна концепция его развития с точки зрения архитектуры. В городе множество объектов, которые не находятся под охраной, но являются памятниками. Их можно преобразовать под современное использование, не утратив исторического облика.
К слову, пример преображения исторических зданий сейчас можно увидеть в Петроградском районе на Зоологическом переулке, 2-4. Здания бывшего общежития признали аварийными и подлежащими к сносу с воссозданием исторических фасадов еще в 2008 году. Строительная компания «ЛСР» провела реконструкцию и даже соорудила подземный паркинг.
«Если бы подобную рядовую историческую застройку разрешали реконструировать и преобразовывать под современное использование, у инвесторов было бы больше желания участвовать в таких проектах», – добавил Феликс Буянов.
Выход есть
После бурной дискуссии специалисты приходят к интересным выводам.
Во-первых, да, законы жесткие, но справедливые. Потому что все познается в сравнении. В Риме, говорит Рафаэль Буянов, власти города еще держатся, хотя градозащитники давно могли бы «стереть их с лица земли».
«Съездите в Рим и посмотрите, как там специалисты реставрируют объекты культурного наследия. Вам станет плохо, уверяю вас. Странно, что градозащитники такое еще терпят. А в Вене? На каждом втором доме установлены ужаснейшие мансарды, которые у нас не прошли бы и первый этап согласования. Вот так посмотришь и подумаешь лишний раз, что наши законы в области сохранения культурного наследия не такие и плохие», – сказал специалист.
Во-вторых, в городе работает программа «Аренда памятника за один рубль». Так, сейчас по этой программе в Кронштадте инвестор приводит в порядок форт «Риф». Там планируется сделать общественно-культурное пространство. Еще один инвестор реставрирует Форт «Граф Милютин». Там появится музейное пространство, отель и ресторан.
В-третьих, 1 января 2017 года в Градостроительный кодекс России ввели новое понятие: комплексное устойчивое развитие территорий. Это направление, которое должно помочь эффективно использовать территории, в том числе застроенные.
«По сути, это новый механизм редевелопмента «серого пояса» Петербурга. Инициатива вполне хорошая, но, к сожалению, на практике пока работает не очень эффективно. Тем не менее, важно, что она уже есть», – подытожила Ольга Мищенко.