Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Психолог рассказал, как не бояться экзаменов

Специалисты отмечают рост панических настроений среди выпускников 9-х и 11-х классов
Для выпускников это сложный период, требующий эмоциональных психологических ресурсов. Фото: Петербургский дневник

Выпускники 9-х классов 13 февраля по всей стране пройдут устное собеседование по русскому языку, которое является допуском к сдаче государственной итоговой аттестации. Между тем, психологи и педагоги отмечают рост панических настроений среди выпускников 9-х и 11-х классов. О том, как подготовиться к экзаменам и не сойти с ума, рассказывает психолог Городского консультативно-диагностического Центра для детей «Ювента» Татьяна Кононова.

ЭТО ПРОСТО НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Милая 11-классница, успешная ученица хорошей петербургской школы, перед началом экзамена взахлеб рыдает на плече у мамы. Мама тоже рыдает, их безуспешно пытаются успокоить учителя. В конце концов, вызывают врача, тот дает успокоительное обеим. Эта сцена, увиденная накануне прошлогоднего ЕГЭ – отнюдь не исключение. Психологи говорят, что примерно с началом второго полугодия к ним идет поток будущих выпускников и их нервных родителей.

«Для выпускников это сложный период, требующий эмоциональных психологических ресурсов, этап, связанный с переходом на новый уровень, что сопровождается переоценкой ценностей и ранжированием приоритетов. Все новое требует осмысления, адаптации и, конечно, физических и психических сил, - говорит психолог «Ювенты» Татьяна Кононова. – Что делать? Для начала – понять, что ОГЭ и ЕГЭ – не катастрофа, не стихийное бедствие, а всего лишь проверочные испытания, которые в нашей жизни случаются регулярно: мы делаем первые в жизни шаги, учимся кататься на велосипеде, выбираем друзей, школу, впервые влюбляемся, назначаем первое свидание — и так до бесконечности. Все, что случается в первый раз, является для нас испытанием – но и инструментом, с помощью которого мы можем оценить свои возможности, реакции, сильные стороны и то, над чем следует еще потрудиться».

По словам психолога, для начала необходимо понять, что итоговые экзамены — это запланированный, естественный этап нашего развития, один из множества инструментов, позволяющих строить свое будущее. Процесс подготовки и результат напрямую зависят от наших вложений — физических, эмоциональных, ну, и, конечно же, академических.

БУДЬТЕ ДОБРЕЕ К СЕБЕ

К этапу сдачи итоговых экзаменов каждый способен оценить собственный уровень знаний. Это дает возможность понять, на изучение каких предметов сколько времени выделить: например, легче дается алгебра, значит, больше времени займет изучение литературы. Но это не значит, что мы только и должны, что заниматься подготовкой к экзаменам.

«Во-первых, мозг быстро устает от однообразной, рутинной информации, ему становится скучно, он начинает сопротивляться, «подвисать», и часто «впихиваемая» информация медленно усваивается или быстро забывается. Во-вторых, мы, конечно же, начинаем нервничать, обвинять себя в неспособности к обучению, с еще большим усердием погружаемся в изучение предмета, ставшего для нас уже ненавистным. Но парадокс: чем больше учим, тем тревожнее нам становится. Мы сами включаем режим «наказания», лишая себя сна, отдыха и любимых занятий – всего того, что раньше приносило нам удовольствие, служило эмоциональной и физической подпиткой. Если режим «наказания» длится долго, это рано или поздно отражается на состоянии здоровья: головная боль, усталость, обостряются или формируются заболевания, которых можно было избежать», - считает психолог.

НЕ РАБОТАЙТЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

Как приучить свои страхи, связанные со «зверем по имени ЕГЭ»? Вот несколько практических рекомендаций, которые дает психолог «Ювенты» Татьяна Кононова:

«Следует понять и принять, что итоговые экзамены — это давно запланированный, долгожданный этап становления нас как личности. Надо адекватно оценить собственные знания, возможности и перспективы. Не получается самостоятельно — обратитесь за помощью к близким или специалистам. Разумно распределите время, чтобы было место и для занятий, и для отдыха.

Необходимо сместить акценты с тревожного ожидания результата (оценка — это всего лишь один из критериев того, как мы усваиваем знания) на увлекательный процесс получения новой информации. Надо не работать на результат, не формировать зависимость от него, а работать на себя — на свое развитие и успешность, то есть не во вред собственному здоровью. И тогда результат превзойдет даже самые смелые ожидания.

Ни в коем случае не отказываться от занятий, увлечений, которые приносят положительные эмоции. Не напрягайте мозг излишней информацией. Обязательно следите за эмоциями: не надо погружаться в эмоциональную яму по поводу «неотвратимости бедствия по имени ЕГЭ». Постарайтесь ранжировать повседневные задачи, разумно подходите к своим силам и возможностям (лучше наметить меньше, чем страдать от невыполнения запланированного).

И попробуйте стать позитивным. Как говорит писатель Норман Винсент Пил, «неважно, насколько страшными кажутся или таковыми являются вещи, поднимите ваш взгляд и увидьте возможности: они всегда видны, ибо они всегда есть».