Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Семь правил безопасного вождения зимой

Управлять автомобилем зимой – особое искусство. О чем стоит помнить, садясь за руль в это время года, и как избежать непредвиденных ситуаций на дороге?

Правило № 1. Проверяйте техническое состояние автомобиля 

Зимой автомобиль требует особого ухода и регулярного осмотра – следите, чтобы жидкость в стеклоомывателе не замерзала, проверяйте давление в шинах и обращайте внимание на звуки, которые издает машина, - зачастую они могут сигнализировать о неисправностях. Также перед началом движения необходимо как следует прогреть автомобиль - не жалейте времени на этот процесс.

Правило № 2. Водителю должно быть комфортно

Выбирайте только удобную одежду и обувь для вождения. Это правило действует и летом, но зимой оно еще актуальнее, потому как вероятность аварийных ситуаций на дороге выше.

Если верхняя одежда сковывает ваши движения, лучше ее снять. Кроме того, не стоит забывать, что во время снегопадов в багажнике всегда должна быть лопата и буксировочный трос. 

Правило № 3. Соблюдайте дистанцию

При вождении зимой дистанцию между машинами следует держать большую, чем летом.

Как отметил руководитель центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-Класс» Алексей Колонтай, в правилах дорожного движения не указано, какую конкретно дистанцию можно считать безопасной, поэтому водители на свой страх и риск придумывают ее самостоятельно, что нередко приводит к попутным столкновениям.

«Рассчитывается дистанция очень просто, она состоит из двух параметров – физических возможностей водителя выполнить экстренное торможение и возможностей автомобиля выполнить остановку в определенных условиях», - сообщил эксперт.

При сухом асфальте и скорости движения 60 км/ч водителю для нажатия на педаль тормоза потребуется 1 секунда, и еще 2 секунды для остановки будет необходимо автомобилю.

«Если мы едем по очень скользкой дороге, то необходимо учитывать коэффициент сцепления с дорогой. У водителя остается то же самое время действия - 1 секунда, а у автомобиля время остановки становится в три раза больше, чем на сухом асфальте – то есть 6 секунд. Итого в условиях движения по дороге, покрытой льдом, для остановки потребуется 7 секунд. Водитель, исходя из своих навыков и знаний, должен учитывать необходимую дистанцию в промежутке между 3 и 7 секундами», - отмечает Алексей Колонтай.

Правило № 4. Не зарывайтесь в снег

Что делать, если ваша машина застряла в снегу? Решение зависит от типа привода автомобиля и от качества резины.

«Чтобы выехать, передние колеса должны находится на одной линии с задними колесами - в этом случае будет минимальное сопротивление снегу», - говорит Алексей Колонтай. - Особенно это важно для заднего привода: если задние колеса будут повернуты в сторону, они будут создавать сопротивление, ведущие колеса будут скользить и не смогут сдвинуть передние колеса».

В случае если у вас автомобиль с передним приводом, можно подвигать передними колесами вправо-влево, раздвинуть таким образом снег и попытаться выехать вбок. Но следует иметь в виду, что такой способ требует определенной сноровки.

Во время сильного снегопада эксперт также советует думать наперед. Если вы вечером приезжаете, и вам удалось заехать на парковочное место, поставьте колеса прямо и сделайте движения вперед-назад на 2-3 метра, создав себе колею. Приготовьте себе дорогу для выезда утром.

Правило № 5. Различайте снос и занос

В беседе с корреспондентом «ПД» Алексей Колонтай рассказал, что 99% водителей, в том числе и профессиональных, не могут отличить такие понятия, как занос, снос и ритмический занос. А ведь каждая из этих ситуаций требует различных действий.

«Одиночный занос – это когда вы едете прямо и понимаете, что задние колеса пытаются обогнать передние, то есть машина начинает вращаться. Снос автомобиля – это когда вы поворачиваете руль, а машина не слушается, она просто едет прямо», - объясняет эксперт.

Он также отметил, что существуют способы, которые помогут в таких ситуациях, однако они требуют тренировок под присмотром специалиста, а попытка научиться этому на дороге неминуемо приведет к разбитому автомобилю.

«В случае одиночного заноса необходимо повернуть рулевое колесо в сторону направления дороги, то есть в сторону заноса, - подчеркивает Алексей Колонтай. - Если на машине стоит АБС, нужно одновременно нажимать тормоз и вращать рулевое колесо в сторону заноса».

По словам специалиста, после реакции на занос, когда задние колеса перестали скользить, если ничего не сделать, машину может бросить в другую сторону. В этот момент и начинается ритмический занос. «Чтобы не допустить его, необходимо в момент, когда автомобиль в одиночном заносе подвис в крайней точке, опережающим темпом поставить колеса в прямое положение», - советует эксперт.

Правило № 6. Научитесь тормозить

Как рассказал Алексей Колонтай, снос и занос в условиях очень скользкой дороги может возникать даже на скорости 20 км/ч. Поэтому очень важно научиться правильно тормозить.

Обычно на скользкой дороге водителям советуют применять ступенчатое торможение. Но в экстренных ситуациях оно не поможет. «Если на вашем автомобиле стоит АБС, то нужно просто посильнее ударять на тормоз. Но стоит помнить, что АБС не уменьшает остановочный путь, а увеличивает его», - отмечает Алексей Колонтай.

Правило № 7. Учиться и еще раз учиться

Даже если у вас за спиной не один год водительского опыта, не стоит пренебрегать советами специалистов. «Научиться контраварийным действиям на дороге невозможно. Можно научиться этому в специальных условиях и под присмотром профессиональных глаз», - признался Алексей Колонтай.

Никакой, даже самый безопасный автомобиль не может спасти от ДТП. В экстренной ситуации все будет зависеть от навыков водителя.

КСТАТИ

По словам нашего эксперта, адвоката Владимира Гарнина, чаще всего зимой во время ДТП водителя обвиняют в несоблюдении пункта 10.1 правил дорожного движения, ссылаясь на то, что он выбрал неправильный режим скорости и не обеспечил безопасность движения.

Поэтому следует внимательно относиться к дорожной ситуации и не превышать скоростной режим. «Самое важное при оформлении ДТП – отобразить все те моменты, которые связаны с обстоятельствами, произошедшими непосредственно перед самой аварией – падение груза, снега, что угодно, - отмечает правозащитник. - Если это зафиксировано, то в дальнейшем можно предъявлять иски непосредственно не только к мнимому виновнику аварии, но и к дорожным службам, к организации движения».