Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

240 лет – РГИСИ: как живет самая человечная театральная школа мира

Российский государственный институт сценических искусств готовится отметить 240-летие. Чем сегодня живет один из крупнейших театральных институтов мира? В чем секрет петербургской театральной школы? И какими событиями будет отмечена юбилейная дата?
Как живет самая человечная театральная школа мира Фото: Учебный театр. рф

Пожалуй, мало какой вуз может похвастать выпускниками, которых знает вся страна. А уж когда счет таковых идет на сотни – тем более. Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге – именно такое учебное заведение.

У ВСЕХ НА ВИДУ

В стенах РГИСИ учились мэтры отечественной сцены и экрана – Николай Симонов, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Аркадий Райкин, Павел Кадочников, Георгий Жженов, Игорь Горбачев, Игорь Владимиров, Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Лев Додин. Здесь сыграли свои первые роли Михаил Боярский, Игорь Скляр, Максим Леонидов, Юрий Гальцев, Дмитрий Нагиев, Анна Ковальчук, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Данила Козловский. И каждый год из стен института выходят новые профессионалы и звезды сцены.

«Нас радует и кажется очень важным тот факт, что наш юбилей совпадает с Годом театра. Потому что серьезно говорить о театре, не говоря о подготовке кадров, невозможно», – считает ректор РГИСИ Наталья Пахомова.

В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Сегодня РГИСИ – один из самых крупных театральных учебных центров мира. Как отметил начальник международного управления вуза Николай Песочинский, институт уступает только трем китайским вузам такого же профиля. Но зато по числу учебных программ и количеству студентов является самой большой профессиональной школой мира. Следующий учебный год ознаменуется здесь сразу несколькими новыми проектами. РГИСИ и студия «Ленфильм» намерены открыть совместный курс, который будет специализироваться на подготовке кадров с кинематографическим уклоном.

«Мы решили запустить совместный проект с «Ленфильмом» – будем набирать со студией совместный курс. Считаю, что это хорошая, перспективная идея. Теперь, надеюсь, мы вернемся к истокам», – поделилась планами Наталья Пахомова.

Руководить курсом будет режиссер, обладатель премии ТЭФИ, член Академии российского телевидения Алексей Козлов. Его фильм «Спасти Ленинград» недавно вышел на широкий экран. Еще одно новшество – целевой курс сценографов, которых будут готовить специально для Малого драматического театра – Театра Европы. Кроме того, в институте мечтают создать «кукольный театр под ключ». Дело в том, что сегодня вуз выпускает не только актеров и режиссеров, но еще и сценографов, драматургов, продюсеров, кукольников.

«Мы готовы полностью подготовить всех нужных специалистов. Чтобы они вошли в помещение и сразу начали работать. И сейчас ведем переговоры с регионами», – рассказала Наталья Пахомова.

К РЕСТАВРАЦИИ - С ТРЕПЕТОМ

В юбилейный год вуз планирует приступить к реконструкции трех исторических зданий на Моховой ул.: учебного корпуса на Моховой, 35, учебного театра «На Моховой» и главного корпуса на Моховой ул., 34. Также в планах на 2019-2020 годы – ремонт общежития на Опочининой ул., 8. По словам ректора, все будет зависеть от того, когда будет готова 3D-модель предстоящей реставрации. И в зависимости от того, что покажет проект, будет приниматься решение, должен ли РГИСИ покинуть на время родные стены или же он останется на месте. В вузе надеются презентовать 3D-модель уже весной.

«Мы не могли приступить к проекту реставрации этого объекта чисто со строительных норм. С тем же трепетом, с которым вуз относится к своим студентам, мы будем относиться и к реставрации. Каждый элемент искусства будет учтен в нашей инновационной 3D-модели, чтобы воссоздать утраты или восстановить имеющееся», – пообещала Яна Котова, советник директора Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации.

По ее словам, сейчас комплексное обследование проведено уже примерно на 80%, а после его завершения будет подготовлен проект. «В будущем году мы планируем приступить к работам», – подытожила специалист. 


ЮБИЛЕЙ ОТМЕТЯТ ФЕСТИВАЛЕМ

К круглой дате вуз подготовил обширную программу. Она будет длиться весь год. Зрители смогут увидеть фестиваль «Alma-matеr – Петербургские театры – юбилею театральной школы», предстоит также декада выпускных спектаклей «Авансцена», несколько научных конференций, конкурс «Актерское мастерство языком пластики» с танцевальными, пластическими и фехтовальными номерами. И еще один конкурс, но уже вокального мастерства, – «Поющая маска» имени Андрея Петрова.

Все популярнее становится всероссийский конкурс театральных рецензий «Пишу о театре» для учащихся школ и средних специальных учебных заведений. В этом году в нем приняли участие ребята из разных городов России. По отзывам специалистов, конкурсанты поразили их глубиной и эмоциональностью суждений, интересной оценкой спектаклей. Награждение победителей состоится 3 марта в учебном театре «На Моховой».

Вуз проведет конференцию «Российская театральная школа и современный театр», на которую приедут представители ведущих театральных школ, и конференцию «Школа мастерства» с участием выпускников разных лет.

Центральным событием станет юбилейный театрализованный концерт, на который приедут знаменитые выпускники РГИСИ, преподаватели и специалисты из разных городов России и зарубежья. Все они будут чествовать свой родной институт, который дал им путевку в жизнь.

СПРАВКА: 

Российский государственный институт сценических искусств – один из старейших театральных вузов нашей страны. Он был основан в 1779 г. и сейчас является крупнейшим в Европе научно-образовательным центром сценических искусств. Именно здесь были заложены основы российской театральной педагогики. В вузе преподают как по легендарной системе Станиславского, так и с использованием новейших мировых методов и практик. В РГИСИ семь факультетов.

Сегодня в Российском государственном институте сценических искусств учатся около 1,4 тысячи студентов из России и 19 стран мира.

Народный артист России, Художественный руководитель молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак: «Самое главное в обучении – сделать все, чтобы душа студента осталась живой. Сохранить его природу, оснастив современными знаниями. Хочу пожелать нашей театральной школе – а она самая лучшая, человечная, глубокая – душевного здоровья. Веры в то, что артисты, которых называли властителями душ, будут знать, для чего они выходят на сцену. Потому что будущее – за театром созидания. Иначе работать в театре не стоит и жить не стоит».

Заслуженная артистка России, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова: «Для меня Институт сценических искусств – это родной дом, в нем я провела самые счастливые 4 года жизни. Это перекрыло только рождение моего ребенка. И, по моему эмоциональному ощущению, больше ничего перекрыть этих счастливых студенческих лет не может. Я очень рада, что традиции и вековая история в институте бережно хранятся. Но при этом у студентов есть все самое современное. Сюда в этом году будет поступать моя дочь Маша».

Заслуженный артист России Алексей Нилов: «Годы учебы в Театральном институте я вспоминаю с особой теплотой. Во-первых, потому, что я был молодым. Во-вторых, там были настоящие педагоги, мастера старой российской актерской школы. Для них был важен не продюсерский успех, не эпатаж публики, они занимались творчеством. И даже в меня, который не слишком активно посещал занятия, они сумели вложить знания и такие навыки актерского мастерства, какие и должны быть у артиста».

Заслуженный деятель искусств России, худрук театра «Мастерская» Георгий Козлов: «В Театральном институте я учился в мастерской профессора Николая Наумова, который, в свою очередь, учился у Королева, тот – у Соловьева, а он – у самого Мейерхольда. Это были блестящие педагоги, великие люди, боги. Такая преемственность и сочетание нескольких педагогических линий, где все передается из рук в руки, очень важны. Они нас учили не только профессии, но и воспитывали человеческое мировоззрение, а это самое главное».

Заслуженная артистка России, художественный руководитель театра «Комик-трест» Наталия Фиссон: «Театральный институт, а именно так назывался вуз в то время, когда я в нем училась, я вспоминаю с особой признательностью. Я благодарна своим – считаю, лучшим – педагогам, и в первую очередь Георгию Товстоногову, Аркадию Кацману и Ирине Малочевской. Эти удивительные люди давали нам, студентам, не только профессию, но и духовную основу. Они учили пониманию себя в профессии, закладывали важные морально-нравственные принципы».

Народный артист РФ, актер театра В. Ф. Комиссаржевской Иван Краско: «Я демобилизовался, был морским лейтенантом. Меня взяли на курс Елизаветы Тиме – легендарной актрисы Александринки. У нее был молодой помощник – Игорь Горбачев, и еще была Вера Раугул. Это мои родители как артиста. Я был круглым отличником, мне первому дали Ленинскую стипендию. Это святые годы моего становления и как человека, и как артиста. Я был гораздо старше своих однокурсников, и меня звали «дедушкой курса».

Закрыть