Яндекс.Метрика
  • Анастасия Лучкова

На телеканале «Санкт-Петербург» покажут легендарный фильм Куросавы «Дерсу Узала»

2 февраля будет в эфире фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Работа над ним в буквальном смысле спасла японского режиссёра - он был снова востребован. Возможно, поэтому кино получилось таким мудрым

Ирина Степанова, ведущая программы «Улица Правды» рассказывает о фильме:

«Дерсу Узала» — удивительное явление для советского кинематографа. Снятый полвека назад по произведениям ученого и путешественника Владимира Арсеньева, этот фильм можно отличить от современной классики из Страны восходящего солнца разве что по зернистости пленки да манере речи актеров. Недаром японо-советский проект удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Соавтором Куросавы при написании сценария стал Юрий Нагибин.

Неспешное повествование напоминает натянутую струну — герои постоянно оказываются в непосредственной близости от смерти: будь то старик, ожидающий своей кончины, или внезапно разыгравшаяся в степи метель, отрезавшая путь к стоянке. Общее напряжение на фоне почти умиротворяющих кадров природы усиливает музыка Исаака Шварца. Она заставляет зрителя почувствовать одиночество и безысходность, которые охватывают человека, когда он оказывается наедине с разбушевавшейся стихией. Именно тема отношений человека и природы, является ключевой в этом фильме. Шаг за шагом непростой путь по Уссурийской тайге заставляет военных исследователей, людей сдержанных и практичных, усомниться: а так ли уж были наивны языческие представления наших предков? Или же в уверенности старого нанайца Дерсу Узала есть своя правда, и солнце, вода, ветер - тоже люди со своим настроением, эмоциями? А значит, их лучше не гневить.

Однако сильнее природы оказывается действие цивилизации. Как ни парадоксально, но именно дело Арсеньева — исследование и освоение территорий, становится причиной гибели человека природы - Дерсу. Для него больше нет места в этом мире: в городе ему тесно, а тайга наполнилась животными гораздо более опасными, чем знакомые ему хищники - людьми без принципов и жалости, движимыми только жадностью. Точку в этой истории ставит тот факт, что даже могила Дерсу Узалы стерта с лица земли - на ее место и место вековой сосны, под которой покоился человек леса, пришли «люди дела», и теперь здесь кипит поселковая жизнь.