Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Наш психопат: «Русский Бес» с Иваном Макаревичем

Психологическая драма, полная черного юмора, от создателя «Восьми с половиной долларов»
Наш психопат: «Русский Бес» с Иваном Макаревичем Фото: кадр из фильма «Русский Бес»

Скоро в стране стартует новый международный кинофестиваль «Кинотавр», а до широких российских экранов только сейчас добрался участник смотра минувшего года. Речь о комедии Григория Константинопольского «Русский Бес» с Иваном Макаревичем в главной роли. Полная лирики и жесткого юмора лента удивила критиков в 2018 году, а теперь попробует поразить всю оставшуюся отечественную публику. «Петербургский дневник» спешит познакомить с новинкой.

Фото: кадр из фильма «Русский Бес»

Парень встречает девушку

На «Кинотавре» образца 2018 года было две новинки, которые по своей кровавости и брутальности легко выделялись среди прочей массы участников. Это работа выпускника мастерской Владимира Хотиненко Кирилла Соколова «Папа, сдохни» и проект уже заматеревшего отечественного мастера китчевых зарисовок русской души Григория Константинопольского «Русский Бес». О «Папа, сдохни» пока заводить разговор рано – фильм до проката так и не добрался, а вот «Русский Бес» стал почти идеальным способом провести ближайшие выходные с увесистой дозой адреналина в крови.

«Русский Бес» рассказывает нам историю молодого паренька Святослава Иванова (Иван Макаревич), на свою беду влюбившегося в очаровательную девушку Асю (Любовь Аксенова). У прекрасной избранницы нашего героя папа (Виталий Кищенко) владеет крупным банком, и их семья ни в чем и никогда себе не отказывала. Что же взять со Свята, который до встречи с Асей был вольным художником и большую часть времени кутил по кабакам? Иванов решает коренным образом изменить свою жизнь, открыть собственный ресторан и обеспечивать Асю всем, что она захочет, – почти рыцарский поступок в современной Москве, где и велись съемки фильма.

Желание – дело полезное, но для старта своего бизнеса Святу нужно найти капитал. Поэтому он обращается к отцу Аси. Бизнесмен сразу же заводит знаменитую шарманку, вспоминая про курсы валют и давление других стран на экономику государства. После небольшого унылого спича Свят сразу же получает нужную сумму. Впрочем, на этом проблемы героя не заканчиваются. Вскоре в выкупленное им здание приходит первая проверка, за ней вторая и так далее. Более того, эти инспекции от всевозможных ведомств появляются в офисе Свята через каждый час. Творческая душа экс-художника не выдерживает накала страстей, бороться с мздоимством он решает одним простым способом – пакетом, наброшенным на голову одному из проверяющих. За пакетом следуют пистолет, топор, автомат и так далее.

Хуже всего, что Свят так и не может определить: все его преступления происходят в действительности или это просто сон, плод больного воображения, что-то дьявольское, некое искушение, безнаказанная возможность самому вершить свою судьбу. Развязка этих душевных терзаний заставит удивиться даже самую опытную публику.

Фото: кадр из фильма «Русский Бес»

«Сатанизм» и «адское творение»

На петербургскую премьеру «Русского Беса» заглянул и сам Иван Макаревич, который ни капли не похож на свой экранный образ.
По словам Макаревича, сценарий картины Константинопольский прислал ему 2 года назад. Текст уже был доработан, в него продолжали вноситься изменения. Однако Макаревича этот вариант не испугал, он взялся за работу и, по его словам, остался ею доволен. Нельзя было обойти стороной и именитого отца артиста. Макаревич отметил, что Андрей Вадимович читал сценарий «Русского Беса» и фильм уже отсмотрел и также не нашел никаких претензий к актерской игре отпрыска.

Сразу скажем, что работа Ивана Макаревича заслуживает самых высоких оценок. На «Кинотавре» именно Константинопольский получил награду как лучший режиссер. Из-за этого за артиста, оставшегося без статуэток и медалей, вдвойне обидно. Наверное, для XXI века и молодой публики его вариация Родиона Раскольникова может считаться идеальной.

Именно сцену с топором Макаревич назвал одной из самых сложных в фильме. «Пол был скользкий. Боялся убить Ксению Раппопорт прямо на съемках», – отшучивается исполнитель. Просматривая ленту, «простых» сцен у Макаревича не обнаруживается. Режиссер заставляет актера играть жестко и выражать безумие как можно более гиперболично. При этом Макаревич получает огромное удовольствие от съемок, это видно невооруженным глазом.

Фото: кадр из фильма «Русский Бес»

Продолжение «Пьяной фирмы»?

Григорий Константинопольский стал известным режиссером буквально со своей первой работой «Восемь с половиной долларов», вышедшей в 1999 году. С тех пор постановщик не собирался избавляться от китча в своих произведениях, продолжая весьма грубо и талантливо пользоваться идеями других режиссеров. При просмотре фильмов Константинопольского невольно натыкаешься на реки бутафорской крови в лучших традициях Квентина Тарантино. Где-то неподалеку проскакивают острые, как сталь, диалоги из ранних фильмов Гая Ричи, а если посмотреть концовку «Русского Беса», то и до прямого сравнения с Ларсом фон Триером и его «Домом, который построил Джек» просто невозможно удержаться.

Особняком среди проектов Константинопольского стоит мини-сериал «Пьяная фирма», которая стала «русским ответом» многосерийному проекту «Во все тяжкие» про неизлечимо больного учителя химии, который решил варить наркотики и стал одним из главных бандюганов штата, а может, и страны.

По словам Ивана Макаревича, «Русского Беса» пресса уже посчитала продолжением «Пьяной фирмы»: накал страстей тут похожий, да и некоторые актеры, к примеру сам Макаревич и Михаил Ефремов, вновь снялись у Константинопольского в знакомых публике ролях.

Если уж подводить итог под фильмографией Константинопольского, то режиссер уже подготовил свой новый полнометражный проект, который держался в секрете, а Макаревич его «выдал». Речь идет об экранизации пьесы «Гроза» Александра Островского, выполненной в столь же кровавом стиле, что и «Русский Бес». Любопытно посмотреть, ничего не скажешь.

Фото: кадр из фильма «Русский Бес»

От Достоевского до 90-х

На английский язык «Русский Бес» в фильме Константинопольского переводится как Russian Psycho. Забавный ответ криминальной драме 2000 года «Американский психопат», снятой по одноименному роману Брета Эллиса. В том варианте Патрика Бэйтмана исполнил Кристиан Бейл. У нас же Бэйтмана заменяет человек с «чисто нашей» фамилией Иванов, да и зовут его Свят – куда уж чище и религиознее. Таким образом, «Русский Бес» быстро отрывается от реальности Эллиса и забрасывает нас в родные, русские просторы литературы.

Работа Константинопольского – это стык, если хотите, прямое цитирование двух отличных писателей с именем Федор: Сологуба и Достоевского. Тот самый «Мелкий бес», которого Федор Кузьмич с таким трудом пытался написать, а затем напечатать, и «Бесы», на написание которых Федора Михайловича вдохновило радикальное движение среди русской интеллигенции его времени. Свят Иванов в фильме становится смесью униженных, оскорбленных простых людей и того самого Передонова, который видел в предметах лишь неисправность и радовался ей.

Достоевский и Сологуб в творчестве Константинопольского самым активным образом переплетаются с жизнью и бессонницей Тайлера Дердена. Однако герой самого известного романа Чака Паланика вел борьбу с обществом потребления, а Свят Иванов ведет борьбу с «внешним врагом», «неким узурпатором» и даже за «чужие души». Все помнят, чем закончилась история Дердена, с его российским прототипом произойдет похожая история. Вот только в заключительном акте фильма уровень сюрреализма пересечет все допустимые пределы, вылившись в форменное сценарное безумие.

Одновременно со всей литературной канвой Константинопольский снимает фильмы для себя. Режиссер в образе Неизвестного появляется в «Русском Бесе», как будто из ниоткуда, и начинает монолог о неизменности русской действительности. Люди остались такими же, да и стены вокруг все так же потрепаны, как 20 лет назад. Постановщик явно лукавит: его картины стали злее, политичнее и заковыристее, но его умение смешить и шокировать одновременно никуда не делось. Будем считать, что «Русский Бес» – попытка Константинопольского извиниться за какие-то просчеты минувших лет. Остается только простить, понять и принять.

«Русский Бес» в кино с 31 января.

Закрыть