Коммунальные аферисты: как не стать их жертвой и сохранить свои деньги
Петербуржцы стали чаще жаловаться на «жилищных» мошенников. Под видом сотрудников городских служб они проникают в квартиры и буквально навязывают установку дорогого, но малопригодного оборудования, в том числе и газового, или замену счетчиков на свет и воду. Поставщики услуг призывают жильцов быть крайне бдительными.
После трагедий в Магнитогорске и Ростовской области в Петербурге зафиксировали всплеск обращений в газовую службу. Активизировались и мошенники, которые обманным путем вынуждают доверчивых петербуржцев втридорога покупать газовые анализаторы и прочее несертифицированное оборудование, которое выходит из строя буквально на следующий день.
Клон газовой службы
По словам заместителя генерального директора городской газораспределительной организации (ГРО) «ПетербургГаз» Олега Миронова, в Северной столице 1,2 миллиона квартир с газовым оборудованием, которое нужно обслуживать не менее одного раза в год. На своем официальном сайте ГРО размещает графики обхода квартир, чем пользуются псевдогазовщики. «Они идут за день до нас и пытаются навязать людям платные услуги», – рассказал Олег Миронов.
Сложность в том, что эти компании любыми способами пытаются замаскироваться под госструктуры. Одна из таких, отметил Олег Миронов, имеет труднопроизносимое название - ООО «Петербурггазсантехэлектромонтаж», но ее сотрудники представляются петербуржцам «ПетербургГазом». А в объявлениях, периодически появляющихся в разных районах города, предлагает осмотр внутриквартального газового оборудования для предотвращения аварий «в связи с участившимися взрывами бытового газа». Похожи и номера телефонов. У городской газораспределительной организации – 610-04-04, телефон общества с ограниченной ответственностью отличается лишь двумя первыми цифрами.
Олег Миронов отметил, что, прикрываясь осмотрами оборудования, псевдогазовщики проводят никому не нужные работы, а потом требует с жильцов большие деньги. Настоящий «ПетербургГаз» решил бороться с мошенниками через территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы, сейчас дело находится в стадии рассмотрения. «Они навязывают услуги, сигнализаторы утечки газа могут быть установлены только по желанию собственника, их нельзя покупать с рук», - сказал Олег Миронов.
Под угрозой отключения
Для АО «Петроэлектросбыт» псевдоэлектрики уже стали головной болью. По словам заместителя генерального директора компании Владимира Резниченко, они ходят по квартирам, предлагают поверку, навязывают замену счетчиков электроэнергии по ценам вдвое выше рыночных, ссылаются на несуществующие нормативные акты и даже угрожают отключением света.
В декабре 2018 года мошенники активизировались в Красносельском районе города, петербуржцы начали обращаться в «Петроэлектросбыт» с жалобами, жертвами чаще всего становились пожилые люди. «Мы стараемся объяснять людям, помогаем составить обращения в правоохранительные органы, раздаем листовки. Если без вашей заявки кто-то пришел и просит заплатить ему денег, то ему прямая дорога в полицию», - подчеркнул Владимир Резниченко.
По его словам, в 2018 году в «Петроэлектросбыт» поступило около 5 тысяч обращений по поводу замены приборов учета, которые совсем не требовали этого. Но уберечься от лжеэлектриков проще, чем кажется. Во-первых, нужно помнить, что сотрудники электросбытовых компаний не имеют права принимать у петербуржцев наличные. Оплатить услуги можно только в отделениях «Петроэлектросбыта».
Во-вторых, у контролеров всегда есть удостоверения, они без труда могут назвать серийный номер счетчика, установленного в квартире. В-третьих, опломбировать приборы учета могут только сотрудники электросбытовых компаний.
Не те фильтры
«Петербургский дневник» нашел в соцсетях несколько жалоб горожан на лжеводопроводчиков. Суть нескольких историй сводится к одному: представляясь сотрудниками ГУП «Водоканал», они пытаются проникнуть в квартиры. А в удостоверениях вместо привычных аббревиатур – названия частных фирм.
В одни квартиры их не пускают, в другие удается попасть, после чего на кухне появляется новое оборудование, например, фильтр для воды. И за него требуют деньги, ценник доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Далеко не всем жильцам удается избавиться от ненужной услуги.
Заместитель директора департамента экономической безопасности «Водоканала» Георгий Игнатов подчеркнул, что сотрудники этого предприятия вообще никогда не ходят по квартирам, их работа не касается счетчиков воды, установки фильтров и какого-либо другого оборудования. Но есть мошенники, которые действуют в частном секторе. «Дома оборудованы приборами учета, они есть в каждом строении. У счетчиков есть сроки поверки, ряд организаций этим пользуется», - отметил Георгий Игнатов.
По его словам, опломбировать такой прибор учета могут только сотрудники «Водоканала», горожане должны требовать у специалистов документы. Посреднические услуги при подключении жилых домов исключены, сотрудники ГУПа контактируют с петербуржцами напрямую.
Отметим, что поставщики коммунальных услуга регулярно получают жалобы от петербуржцев и призывают горожан быть крайне бдительными. В Жилищном комитете не ведут статистику коммунальных мошенников, но принимают жалобы на них и рекомендуют людям звонить в полицию.
«Только собственник может обратиться за защитой своих прав, когда к нам обращаются, мы говорим об этом. У нас таких полномочий нет», - сказал начальник Технического управления Жилищного комитета Андрей Джалалов.
Горячая линия «Петроэлектросбыта» - 303-80-90
Аварийная служба ГРО «ПетербургГаз» - 04 (с мобильного 104)
Горячая линия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - 305-09-09