Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эдвард Радзинский рассказал о рождении диктатора

Завтра в Александринском театре состоится авторский вечер Эдварда Радзинского «Сталин И.В. – режиссер и драматург». Он приурочен к премьере спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

С Александринским театром у Эдварда Радзинского давние связи. Именно здесь была поставлена его пьеса «Беседы с Сократом», которую запрещали целых 6 лет. И только после того, как знаменитый актер Юрий Толубеев, мечтавший сыграть этого философа, обратился с просьбой к самому Григорию Романову (в то время – главе города), пьесу в качестве подарка к 70-летнему юбилею актера разрешили к постановке.

Впрочем, такая же участь была уготована и многим другим пьесам Радзинского. А вот его книги всегда расходились огромными тиражами. Две из них – биографический труд «Сталин. Жизнь и смерть» и роман «Апокалипсис от Кобы» – посвящены Иосифу Сталину. Именно о нем, о малоизвестных фактах его жизни, а также о трагических закономерностях отечественной истории и расскажет в преддверии премьеры спектакля «Рождение Сталина» Эдвард Радзинский.

РЕНЕССАНС СТАЛИНА?

Комментируя возросший интерес к личности Сталина, писатель говорит, что «империя всегда грустит о своем создателе». И проводит параллель с любимым царем Иосифа Джугашвили – Иваном Васильевичем. «Когда свидетельства его злодеяний лежали в архивах и пылились, жертвы и их родственники давно умолкли, от царя Ивана Васильевича остались только памятники великих побед и свершений. Постепенно имя "мучитель", которым называли его современники, сменилось на очень уважаемое – Грозный. И то, что происходит сегодня, – это не любовь к Сталину. Это обманное ощущение невероятного могущества, будто бы связанного с ним», – уверен он.

Эдвард Радзинский рассказал, что он был вторым (после известного историка, члена-корреспондента РАН Дмитрия Волкогонова) человеком, которому разрешили доступ в президентский архив.

«Для меня это было путешествие в незнаемое», – признался он. Писатель рассказал, что, когда он записывал свое выступление на даче Сталина, «было страшновато». Фразы приходилось повторять по нескольку раз, телекамеры выходили из строя. И только когда он озвучил свою версию убийства Сталина, дело пошло на лад.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Как рассказал Эдвард Радзинский, на изучение жизни Сталина он потратил более 20 лет. И всегда старался понять, почему Сталин действовал именно так, а не иначе.

«Я пытался понять историю человека Иосифа Джугашвили. Как из мальчика Сосо, которого так любила мама и который хотел стать священником, появился революционер Коба», – говорит писатель.

По его словам, в это время это был уже совсем другой человек. Его называли «левой ногой Ленина». И он, будучи боевиком, снабжал большевиков и эмигрантов деньгами. А потом стал тем самым Сталиным.

«Это чисто человеческая история. Вы представьте, ему 37 лет. Возраст, когда уже не "на ярмарку, а с ярмарки"… А что у него есть? Профессии никакой, семья – неизвестно где. Друзья – за границей или в ссылке. Весь жизненный опыт этого немолодого человека по фамилии Джугашвили и кличке Коба был один: тюрьма, побег, ссылка, опять побег. Бесконечная цепь преследований и насилия. И вдруг через 10 лет он становится всевластным повелителем самой большой страны в мире. Я рассказывал, как формируется личность будущего диктатора», – объяснил Эдвард Радзинский.

Такую же задачу ставил перед собой и худрук Александринки Валерий Фокин.

«Мне важно было исследовать, как в молодом человеке, который был в юности очень способным, рождается тиран. Как умирает прежний человек – Иосиф Джугашвили и вместо него является диктатор», – говорит он. Премьера спектакля намечена на 22 февраля.

«Великий диктатор – всегда великий актер… И мне нужно было ступить за грань образа, который он сам создавал, за границы великой тайны, которой всегда окружал себя этот человек, не оставивший никаких дневников, никаких мемуаров, лишь краткие заметки на полях прочитанных книг», – отметил Радзинский. 

Закрыть