Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Борис Эйфман покажет «Эффект Пигмалиона»

6 февраля в Александринском театре состоится мировая премьера балета Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона»

Когда в конце прошлого года «ПД» беседовал с Борисом Эйфманом на Культурном форуме, маэстро сообщил, что активно работает над постановкой комического балета «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса-сына, который собирается презентовать в начале 2019 года. И выразил надежду, что «он откроет театр с совершенно неожиданной стороны».

Так ли это, смогут убедиться петербургские зрители, которым удастся попасть на премьеру одного из ведущих хореографов мира.

«Эффект Пигмалиона» – балет совершенно необычный для Бориса Эйфмана. Более того: это его первый за последние годы опыт обращения к комедийному или, точнее сказать, трагикомедийному жанру.

Классический сюжет «Пигмалиона» был многократно обыгран в самых разных постановках и фильмах и известен, наверное, каждому. Вот и балет «Эффект Пигмалиона» также представляет собой трактовку мифа о художнике и его творении, только хореографическую и сделанную под углом зрения мастера.

В центре спектакля – дерзкая обитательница трущоб, которая, встретив чемпиона по бальным танцам, врывается в мир богатства и высокого исполнительского мастерства. «Здесь красота и обманчивая легкость движений достигаются жестоким трудом, а внешне притягательные плоды сценической славы не спасают от одиночества. Под руководством именитого танцовщика героине предстоит пройти путь пластического перевоплощения, которое, начавшись как курьезный эксперимент, завершается настоящей драмой» - рассказывает маэстро.

Борис Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей творческой карьере.

Упорство и душевные достоинства девушки, прежде скрытые под накипью грубости, а также вспыхнувшая в ней любовь к учителю и партнеру, помогают вырасти в звезду. Однако фатальная пропасть между нищетой и роскошью может быть преодолена лишь в мире танца. В реальности же достичь этого практически невозможно.

Интересно, что название своего нового балета Борис Эйфман почерпнул в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, действительно будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.

«Есть такое научное понятие – «эффект Пигмалиона». Это значит: если ты внушаешь человеку, что он талантлив, он и становится таким, каким ты хочешь его видеть», – говорит хореограф.

По мнению Бориса Эйфмана, мы не знаем своих подлинных возможностей. «Человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий. В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов вдохнуть в него веру в собственные силы. И влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы».

Между тем, чудесное превращение не приносит героине счастья. Гармония рассеивается вместе с остатками грез. «Но что есть сама жизнь, как не сон, порожденный томлением по недосягаемой мечте?..» - размышляет Борис Эйфман.

Закрыть