Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Королевские интриги за 10 номинаций на «Оскар»: «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса

Политически-историческая костюмированная драма, ставшая одной из самых ярких новинок года

В российский прокат вот-вот ворвется «Фаворитка» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, который уже довольно крепко закрепился на американской земле. После «Лобстера» и «Убийства священного оленя» постановщик обратился к совершенно новому для себя стилю, сохранив все излюбленные художественные ходы и приемы. Награда его таланту – 10 номинаций на «Оскар»-2019. «Петербургский дневник» спешит познакомить вас с фильмом.

Больная королева и хитрая фаворитка

В 2018 году Венецианский кинофестиваль точно можно считать главным событием сезона для синемаголиков. Альфонсо Куарон привез на просмотр свое монументальное полотно «Рома», француз Жак Одиар навсегда изменил облик жанра вестерна своим фильмом «Братья Систерс», Райан Гослинг полетел в космос в байопике «Человек на Луне», братья Коэны вновь экспериментировали в мире Дикого Запада с «Балладой Бастера Скраггса», а Уиллем Дефо покорял черствые сердца жюри своей изумительной актерской игрой в новой ленте о Винсенте Ван Гоге. Среди всех этих громких премьер была важнейшая – «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, который сам оказался в шкуре одного из своих персонажей, но, используя неуемную изворотливость и свойственную талантливым людям наглость, сумел снять свой самый понятный и приятный фильм.

Сюжет «Фаворитки» забрасывает нас в самое начало XVII века, когда Франция и Англия ведут бескомпромиссную кровавую войну. Но баталии, стрельба, смешение коней и людей, как у классика, происходят где-то далеко за кадром. Мы же с вами будем наблюдать лишь происходящее в королевском дворце и в нескольких километрах за его пределами.

На троне восседает болезненная королева Анна (Оливия Колман), которой каждый новый день приносит только новые страдания. Тело монарха покрывают синяки и раны, она стонет и мучается буквально ежеминутно, но находит время и для светских увеселений. К примеру, Анна прекрасно танцует, отлично орет на прислугу и идеально умеет «забивать» на дела государственной важности. Еще один важный пункт – кролик, точнее, 17 ушастых красавцев, суетящихся в клетках в опочивальне королевы. Этими животными Анна «поминает» каждый свой выкидыш, она дает этим существам имена и празднует дни рождения кроликов, как собственных детей.

Справляться с безумием Анны должна ее властолюбивая фаворитка герцогиня Сара Мальборо (Рэйчел Вайс), которая не только помогает руководить государством в военное время, но и запрыгивать в койку к королеве не забывает. Это по-настоящему теплое местечко облюбовала дальняя родственница Сары – Эбигейл Машэм (Эмма Стоун). Баронесса прибывает ко дворцу в карете с какими-то форменными извращенцами, падает своим милым профилем в грязь по самый подбородок, а затем в перепачканной одежде приходит на прием к Мальборо. Сара, скрипя зубами, соглашается принять Эбигейл во дворец, что оказывается главной ошибкой фаворитки королевы за всю ее жизнь.

Похождения грека в Америке

Йоргосу Лантимосу 45 лет. Он родился в греческом городе Афины и большую часть карьеры творил именно в государстве – колыбели западной цивилизации. Тут-то Лантимос и снял две свои ленты, после которых смог быстренько перебраться поближе к увесистым гонорарам и актерам с большой буквы. Речь идет о почти утопическом фильме «Клык» (номинация на «Оскар») и ленте, воспевающей безысходность, «Альпы» (венецианский приз за лучший сценарий).

После солидных успехов Голливуд, продолжающий страдать от недостатка свежей крови и идей, захотел увидеть Лантимоса где-то поближе к своим границам. Сперва грек в 2015 году снял ленту «Лобстер», которая прекрасно перекликается с историей колдуньи Кирки из греческого фольклора и ее умением превращать людей в животных. Фильм западная публика восприняла холодно, но Американская киноакадемия все равно присудила «Лобстеру» номинацию за лучший сценарий. Через пару лет Лантимос снял ленту, еще более похожую на греческий миф: «Убийство священного оленя», в которой, как и в «Лобстере», вновь блистал Колин Фаррелл. Картине рукоплескали в Каннах, вновь награждали за лучший сценарий, а слава Лантимоса неслась по голливудским холмам быстрее, чем вести о новых подвигах Геракла по Эгейскому и Ионическому морям.

Впрочем, «Фаворитка» стала настоящим вызовом режиссеру. Во-первых, к этому фильму он впервые в карьере не писал сценарий сам. Тут за дело взялись Дебора Дэвис и Тони МакНамара. Во-вторых, Лантимос где-то по дороге потерял своего любимого оператора Тимиоса Бакатакиса. Теперь с ним работает Робби Район, снимавший «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча и «Филомену» Стивена Фрирза. Третий и самый главный пункт среди сложностей режиссера – узкие рамки развития сюжета. Раньше он творил притчи, высмеивал все самые темные уголки человеческой натуры, но делал это без привязки ко времени или стране, а теперь есть четкая канва, из которой просто так не выскочишь.

Таким образом, Лантимос, как и его героиня, сыгранная Эммой Стоун, мог и упасть лицом в грязь, оказавшись под гнетом совсем не типичных для него условий, но грек справился и явно выбрался в фавориты перед королем-Голливудом.

Лучшее женское трио

Костюмы, грим, монтаж – все в «Фаворитке» прекрасно и заслуживает внимания. Однако пышный антураж королевских извращений и увеселений отодвигает на второй план лучший женский треугольник, собранный из первоклассных актрис, где все реверансы и ужимки попали точно в цель, как стрельба по куропаткам после сытного обеда, – и таким промышляют королева Анна и ее приближенные.

Человек, одаренный лучезарной улыбкой от природы, Оливия Колман у Лантимоса превратилась в неуклюжего старца – круглого, как бочка, и превращающего себя в барсука после использования косметики. Колман достойна всех кинонаград на свете. Столь убедительно монарха, теряющего со здоровьем и свою власть, никто и никогда не играл.

Кстати, Колман уже играла у Лантимоса – в «Лобстере». Впрочем, как и Рэйчел Вайс, которой в этот раз достался персонаж-кукла с точно выверенными движениями и образом мысли опытного убийцы. Ее напыщенная важность и сдержанность и вовсе относят нас к раннему творчеству другого блестящего режиссера – Питера Гринуэя с его «Контрактом рисовальщика».

Замыкает тройку Эмма Стоун – обладательница «Оскара» за лучшую женскую роль за фильм «Ла-Ла Ленд», а также создательница крепких узнаваемых образов в фильмах «Прислуга» и «Бердмэн». У Лантимоса для нее нашлась коварная и лживая личина, которая буквально олицетворяет само понятие дворцовых переворотов и интриг, прекрасно знакомых и отечественной публике.

В бой за наградой

Лантимос, загнанный в угол навязанным сценарием и историческими рамками, вновь снял свое кино, которое узнается от первых до последних кадров. Теперь перед нами не трагедия, а комедия. Конечно, не без грустной нотки, но радующая своим замыслом собрать лживых, желчных и корыстных людей под одной крышей, пусть и в тонах с полотен Рембрандта.

Герои «Фаворитки» будут постоянно вас злить. Они невыносимые, неприятные существа, которые, как гуси или ракообразные, гоняются по просторам дворца на потеху нам, зрителям. Да, гонки животных и забрасывание едой тучных мужчин – одно из самых любимых занятий у подопечных королевы Анны. «Фаворитка» – это что-то на стыке «Безумия короля Георга» Николаса Хайтнера и стилистически выверенного повествования «Барри Линдона» Стэнли Кубрика, к которым в гости на огонек забрел некий гений абсурдных диалогов, к примеру Роман Полански.

С другой стороны, если вам удалось понаблюдать за не всегда приятными сценами в «Лобстере» или «Убийстве священного оленя» и они слишком врезались в вашу память со знаком «минус», то «Фаворитку» лучше пропустить. Ведь тут Лантимос, повинуясь лишь своим идеям, увеличил долю вакханалии и физиологического безумства почти до краев.

«Фаворитка» захватила приз за лучшую женскую роль в Венеции для Оливии Колман и аналогичную награду на «Золотом глобусе». Фильм Лантимоса обзавелся тремя номинациями на премию Гильдии актеров и сразу десятью номинациями на премию «Оскар», среди которых – «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший сценарий» и «Лучший режиссер». Все статуэтки Лантимос все же не завоюет, но пара-тройка наград точно окажется у него в копилке. Так или иначе, но борьба за «Оскар» в 2019 году представляется настоящим грандиозным шоу – покруче, чем распри во дворцах три века тому назад.

«Фаворитка» в кино с 31 января.

Закрыть