Яндекс.Метрика
  • Полина Кудряшева

«Ни одна кукла не была уничтожена»: как работал в блокадном Ленинграде театр марионеток

24 января в Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е.С. Деммени прошла экскурсия, посвященная 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Как работал в блокадном Ленинграде театр марионеток Фото: Петербургский дневник

Прогулка по знаменитому театру на Невском проспекте, 52, взрослым и детям точно запомнится. Экскурсоводом была народная актриса РФ и этого театра Фаина Костина. Много лет она проработала здесь. И первые десять из них даже с самим Евгением Деммени - выдающимся актером и режиссером, чье имя носит этот театр.

Стоит отметить, что в сезоне 2018-2019 годов он отмечает столетие. За эти годы деятельность театра принесла Петербургу развитие такого вида искусства, как игра спектакль с куклами, начиная от самых простых ручных «петрушек» и заканчивая марионетками с роскошными нарядами. Все они стали настоящим волшебным чудом, дарящим людям праздник.

Так было и в блокаду Ленинграда. Фаина Костина рассказала, что в 1941 году спектакли продолжали ставиться, несмотря на напряженную военную обстановку в городе. Люди приходили в театр,ьт даже когда было холодно и голодно. Бывало, что на спектакли приводили молодых солдат в шинелях. А как только они досматривали представление, их сразу увозили на линию фронта. Может быть, это было их последним счастливым событием в жизни.

В первые военные годы наиболее популярными были спектакли «Сказка о мертвой царевне» и «Кукольный город». Именно последний оказался самым актуальным для жителей Ленинграда. В нем шла война между игрушками и крысами. Среди добрых и плохих героев в сюжете были и предатели.

Фаина Костина рассказала: «Дети оправдывали плохих персонажей, надеясь, что они исправятся в будущем. А вот тех, кто предал родину, – не прощали и не жалели». Продолжая рассказ о работе театра в годы блокады, народная актриса рассказала удивительную историю: «Однажды сказка стала явью. Из окон нашего театра, в одно из ночных дежурств, работником были замечены крысы, выстроенные в длинный ряд. Под яркий свет луны они медленно переходили Садовую улицу, двигаясь вдоль Невского проспекта. Они никого не боялись, да и было не до них». Крысами был захвачен Ленинград точно так же, как и в спектакле «Кукольный город». Но страшнее этих животных могли быть только фашисты.

В 1942 году Самуил Маршак написал пьесу-памфлет «Юный Фриц». Она была принята с восторгом солдатами Красной Армии. «Лес дрожал от их смеха – вот как было смешно», - поясняет экскурсовод. Таких эмоций можно было добиться благодаря уникальным марионеткам, которые были наделены портретным сходством своих персонажей. Например, кукла в виде Гитлера могла выпучивать глаза. Такие образы придавали спектаклю сатирический и юмористический характер. Он проигрывался более 640 раз на Ленинградском, Московском и Карельском фронтах. Часто пьеса шла прямо перед боем. Многие актеры и музыканты погибли, а их куклы до сих пор живут.

«Мы с гордостью можем сказать, что ни одна кукла за 100 лет не была уничтожена. Даже в годы блокадного Ленинграда, в самые трескучие морозы, куклы не были брошены в печь, хотя были сделаны из дерева», - отметила Фаина Ивановна. И даже сегодня марионетки продолжают приносить радость всем гостям театра. Большинство кукол, выступавших перед солдатами, сейчас находятся на выставке в Шереметьевском дворце. Их можно увидеть в нем до 12 февраля 2019 года. После чего они снова вернутся в родные стены театра марионеток на Невском.

Мама восьмилетней Виктории призналась «Петербургскому дневнику»: «Театр марионеток позволяет на мгновение почувствовать себя счастливым ребенком. Наверное, марионетки помогали солдатам, перед «запахом смерти», почувствовать веру в волшебство. Нашим детям нужно знать, что талант актеров и красота кукол тоже спасает мир».

Закрыть