Блокадный трамвай как символ жизни
Сегодня на улицы Васильевского острова в памятные рейсы выйдут трамваи блокадной поры. Это такая дань памяти нынешних работников ГУП «Горэлектротранс» своим коллегам, которым в страшные годы блокады удалось сохранить один из главных символов Ленинграда.
Военный трамвай
Немало страниц в истории «Горэлектротранса» посвящено блокадному транспорту. В музее предприятия - бесценные свидетельства работы транспорта в осажденном городе.
Там рассказывают, что перед Великой Отечественной войной в Ленинграде работали 42 маршрута общей протяженностью около 700 километров. Они соединяли разные районы города. В начале 1941 года в городе начали строить новые линии, но война поменяла эти планы.
Более 4,5 тысячи сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) ушли на фронт, пришедшие на их место женщины и подростки получали навыки работы в тяжелых условиях блокады. В Ленинград привозили раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Для этого пришлось переоборудовать знаменитую «Американку» (трамвай серии ЛМ-33) в санитарные вагоны.
Вместо сидений в салонах появились три яруса кронштейнов для носилок. В вагонах появилось отопление и баки с горячей водой. Грузовые трамваи доставляли к железнодорожным станциям оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для литейного производства.
Перебои в движении
В конце ноября 1941 года участились перебои в электроснабжении города. 8 декабря весь электрический транспорт остановился, на следующий день все восемь маршрутов трамвая упразднили. Отдельные вагоны еще двигались по ленинградским магистралям, но 3 января 1942 года и они замерли на заснеженных улицах.
В своем «Ленинградском дневнике» поэтесса Ольга Берггольц писала: «…С Московского — до самой Александро-Невской лавры — цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мертвых — как люди, мертвых — троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят. И у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят».
В самую страшную блокадную зиму измученные голодом люди шли на работу пешком, поэтому все силы ТТУ бросили на восстановление движения.
«Идём с мамой в «железнодорожный» магазин, к которому были прикреплены наши карточки, – располагался он напротив нынешней станции метро «Пушкинская», слева к нему теперь пристроен «Макдоналдс». И вдруг на Загородном проспекте вижу силуэт не то комода, застрявшего в трамвайных путях, не то какое-то сказочное животное сгруппировалось, приготовившись к прыжку, да зацепилось за рельсы. Им оказался трамвайный вагон, который «не добежал» до своего парка – отключили электричество. А за дело взялись метели и морозы и превратили его в сугроб. Однако от обычного сугроба он отличался тем, что когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри. И это зрелище прямо завораживало», - поделился воспоминаниями об участии в обороне осаждённого города поделился кондуктор Трамвайного парка № 1 Валентин Кузьминский
Символ жизни
Сотрудники свято верили в то, что ленинградский трамвай скоро оживет. Для того, чтобы открыть грузовое движение, им пришлось восстановить около 150 километров контактной сети, и 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи.
Пассажирское движение возобновилось 15 апреля. Сначала открыли пять маршрутов, пролегающих по диагонали через весь город. Ленинградцы могли добраться в любой район, совершив всего одну пересадку.
Возвращение трамвая подарило жителям осажденного города надежду. Из привычного вида транспорта он превратился в символ жизни в блокадном Ленинграде.
Троллейбусы вернулись в строй только 24 мая 1944 года. Первые машины, вышедшие на улицы, были выкрашены в красный, а сеть была подвергнута серьезной модернизации.
По Дороге жизни
В первый день войны на фронт отправили 128 автобусов, а те, что остались, перевозили раненых, военных, доставляли эвакуированных детей к вокзалам. Как только враг подошел к Ленинграду, движение автобусов в городе прекратилось. В автопарках создали санитарные колонны, а водителей перевели на казарменное положение. К январю 1942 года из 163 автобусов на ходу были только 32. В городе остро стоял вопрос эвакуации. В ГУП «Пассажиравтотранс» рассказали, что по специальному постановлению Государственного комитета обороны 500 тысяч жителей блокадного Ленинграда должны были эвакуировать по Ладоге. Для этого решили использовать автотранспортные колонны.
Рабочие первого и второго автопарков начали готовить транспорт к перевозке эвакуируемых граждан. В помощь осажденному Ленинграду направили Московскую автобусную экспедицию из 40 автобусов с продуктами и медикаментами. 22 января 1942 года из города вывезли первую тысячу человек.
Для контроля за перевозками на трассе организовали диспетчерские и ремонтные пункты. В феврале 1942 года на восточный берег Ладоги ежедневно перевозили около 1,5 тысячи человек. К началу апреля автобусы отправили на Большую землю 214 тысяч ленинградцев. В то же время в город доставили сотни тысяч тонн грузов.