Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Театр музкомедии был островком радости в блокадном Ленинграде

Он давал уверенность в своих силах и убеждал в неизбежности Победы

Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны все 900 дней блокады. Миссия, которая выпала на его долю, беспрецедентна в истории не только оперетты, но и всего мирового театра. В первые месяцы войны ленинградские театры были эвакуированы вглубь страны. И только Театр музыкальной комедии был оставлен в городе. Он не просто помогал людям хоть ненадолго отвлечься от холода, голода и обстрелов. Он давал уверенность в своих силах и убеждал в неизбежности Победы.

БИЛЕТЫ НАРАСХВАТ

Артисты Театра музкомедии не только репетировали и давали спектакли. Параллельно они овладевали винтовкой и оказывали первую помощь, тушили зажигательные бомбы и давали концерты в госпиталях. Спектакли прерывались только на время бомбежек, а потом продолжались снова. Актеры продолжали действие с оборванной реплики, как будто спектакль и не прерывался. В архивных документах есть сводки зрительской посещаемости: на дневных спектаклях средняя цифра 80%, а на вечерних – 57%. И это только потому, что темнело рано, а уличного освещения не было. Легендарный завлит Музкомедии Марина Годлевская, которая в блокаду была ребенком, рассказывала, что зимой температура в театре доходила до минус 8 градусов.

«Представляете: люди в зале сидят в ушанках, в ватниках, в тулупах, а на сцене веселятся женщины в декольтированных платьях и мужчины в легких костюмах. Есть фотографии, запечатлевшие, например, наших артистов, стоявших за кулисами в шубах. Перед выходом они шубы скидывали и выбегали на сцену со словами: "Ах, как тут жарко". Это был настоящий подвиг артистов, конечно, не подвиг фронтовых бойцов, но подвиг бойцов театрального фронта. Умирали артисты на сцене и в оркестровой яме, умирали зрители от голода, от переутомления и слабости. Что говорить: в театре был организован морг!»

Георгий Максимов, директор театра, писал: «Ежедневно у театрального подъезда вывешивалась афиша, которая в те дни писалась от руки. Спектакли давались дважды в день, чтобы наверстать вынужденный простой в феврале. Билеты – нарасхват. Каждый день в зале, кроме фронтовиков, большие группы рабочих».

ДЕТЯМ ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА

Даже в самые трагические дни в Музкомедии устраивали утренники для детей. Один них – общегородская школьная елка – состоялся 6 января 1942 года. Энергетики дали в театр дополнительный свет и отопление. Кронштадт поделился продовольствием, педагоги принесли теплые вещи и школьные принадлежности, а с переднего края фронта привезли огромную елку. Театр показал спектакль «Свадьба в Малиновке». Нотный лист тех времен запечатлен на фотографии. Там же рукой одного из музыкантов сделана приписка: «Сегодня купил 275 грамм хлеба за 100 рублей».

Документы свидетельствуют, что после спектакля для ребят устроили игры и танцы. После детей угостили обедом. В меню были суп из гречневой крупы, мясная котлета и мусс на сахарине. А в одном из фойе для ребят постарше устроили встречу с героями-фронтовиками. Выступали «морж»-подводник Сергей Лисин и летчик Василий Мациевич, впоследствии ставший Героем Советского Союза. По данным работников билетного стола, всего такие праздники посетили свыше 4 тысяч ребят.

ВЫЗОВ ВРАГУ

За время блокады театр выпустил 15 премьер, в их числе две военные оперетты – «Лесная быль» и «Раскинулось море широко», на премьеру которой пришел почти весь состав Балтийского флота. Билеты на спектакль вручали вместе с орденами. Занавес открывался зимой 1941/1942 даже в те дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников и граждан. Это был вызов врагу, невероятное сопротивление и стойкость. В объявленном репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль, это, как правило, означало его смерть.

Блокадники говорят, что Театр музыкальной комедии был едва ли не единственным островком радости. Оперетта хоть ненадолго помогала забыть об ужасах войны. Благодарные зрители писали актерам трогательные письма, а на сцену вместо цветов бросали ветки хвои. Однажды артистам преподнесли тяжелую корзину, покрытую зелеными веточками, под которыми оказались картофель, брюква, морковь и кочан капусты. Интересно, что вместе с актерами блокаду Ленинграда пережил попугай Жако. Когда-то он, современник Наполеона (!), достался родителям актрисы Галины Семенченко. В военные годы попугай облез, стал почти лысым и очень страдал от холода. Актриса кутала его в ватник. Он умер в 1975 году, ему было более 200 лет!

Точную оценку работе театра в годы войны дал писатель Юрий Алянский: «Блокадная оперетта появилась закономерно, как факт ленинградского сопротивления. В новом спектакле звучал дерзкий вызов врагу: мы плюем вашей блокаде в лицо! Мы живем по своим законам! В нашем городе работают поэты, музыканты, драматурги, художники, режиссеры, актеры. И ставить на нашей промерзшей, плохо освещенной сцене мы будем все, что нам захочется, – не только драму, оперу, балет, но даже оперетту, веселый спектакль! С песнями и танцами! С куплетами и остротами! И вы ничего не сможете с нами поделать!»

В преддверии Ленинградского дня Победы с 24 по 27 января Театр музкомедии каждый день будет давать по два общедоступных концерта: в 11:00 и 13:30.

ФАКТЫ:
Чтобы посмотреть спектакли Театра музыкальной комедии, люди занимали очередь за билетами с 5 часов утра. В зале были постоянные аншлаги.

После того как здание Театра музкомедии на Ракова, 13, пострадало от бомбежки, спектакли стали давать в Александринском театре, труппа которого была эвакуирована. Всего спектакли посетили за это время 1 миллион 300 тысяч человек.

291 человек числился в самом начале блокады в труппе Ленинградского театра музыкальной комедии. Его героико-трагическая история беспримерна: 64 человека погибли – 56 от голода и восемь на фронте.