Супергерои в дурдоме: «Стекло» Найта Шьямалана
В отечественный прокат выходит первый серьезный блокбастер 2019 года. Снял картину индийский режиссер Найт Шьямалан, который уже давно зарекомендовал себя королем неожиданных сюжетных поворотов. «Стекло» не претендует на кинонаграды, но интересно поклонникам комиксов, любителям остросюжетных драм и личным фанатам Шьямалана. Подробнее о фильме в обзоре «Петербургского дневника».
«Сплит» и «Неуязвимый»
Самой известной совместной работой Найта Шьямалана и почти легенды голливудских боевиков Брюса Уиллиса является фантастическая драма «Шестое чувство», но эти товарищи весьма прилично сработались в другом фильме индийца – «Неуязвимом», который вышел на экраны в далеком 2000 году. Таким образом, Шьямалан успел опередить все существующие ныне комиксные киновселенные, которые теперь ведут борьбу за главные кассовые успехи года, – Marvel и DC.
В «Неуязвимом» Уиллис играет простого охранника стадиона Дэвида Данна, который оказался единственным, кто выжил при крушении поезда. Позже выясняется, что аварию подстроил некий Мистер Стекло – еще один выдающийся западный исполнитель Сэмюэл Л. Джексон. Затем Данна ждет настоящее открытие – оказывается, он неуязвимый супергерой, наделенный нечеловеческой силой. Не сложно догадаться, что в финале «Неуязвимого» Дэвид Данн становится настоящим народным мстителем, готовым на бесконечные подвиги. Скрывать свою личину он будет под дождевиком, ведь, как считает сам герой, вода является его главным врагом.
Со «Сплитом», который вышел пару лет назад, ситуация более любопытная. Долгое время Голливуд судачил о том, что Леонардо ДиКаприо должен сыграть Билли Миллигана – первого человека в истории США, которого признали невиновным в совершении жестоких преступлений по причине диссоциативного расстройства личности. В нем якобы проживали сразу два с лишним десятка человек. Историю Миллигана в своем документальном романе изложил Дэниел Киз, а Шьямалан, не дожидаясь решения ДиКаприо, схватил литературный источник и создал собственного героя.
В экранизации романа под руководством Шьямалана играл ирландский артист Джеймс МакЭвой, который выполнил свою задачу просто на ура, умело пародируя акценты, стремглав меняя мимику, да и подкачаться для этой роли МакЭвой не забыл. Суть его героя сводилась к тому, что ряд личностей, живущих в его голове, объединились в некую «Орду», которая собирается выпустить на свет Зверя – самое страшное альтер эго Миллигана (в фильме героя звали Кевин Крамб). В «Сплите» одна из жертв все же смогла сбежать, а это означало, что злодей продолжит выслеживать и убивать молодых девушек, став одним из самых опасных персонажей картин Шьямалана.
Ядерный коктейль
По какой-то причине поклонники творчества Шьямалана не сомневались, что «Сплит» получит продолжение, а вот с сиквелом «Неуязвимого» были вопросы. Последние 17 лет режиссера буквально замучили темой возвращения на экраны Дэвида Данна. Шьямалан все же нашел себе силы объяснить все фанатам. Оказалось, что постановщик готовит трилогию, способную закольцевать повествование его двух первых фильмов.
«Я хочу, чтобы каждый фильм был полноценным произведением по своей силе, своему повествованию и своей оригинальности. Но художественная совокупность трилогии превосходит сумму эмоционального воздействия ее частей. Эти три фильма родственны друг другу, как братья и сестры», – пояснил Шьямалан в одном из интервью.
От индийца требовалось столкнуть два разных мира его предыдущих картин, органично проработать эту вселенную в единую структуру, смешав противостояние Крамба, Данна и Мистера Стекло в единый ядерный коктейль, который точно должен был взорвать умы публики.
Тут же надо упомянуть, что «Стекло», при всей супергеройской направленности, невозможно сравнивать с другими картинами о парнях в трико по причине бюджета. Крупные студии, уже сорвавшие невероятный куш на своих прошлых лентах, вкладывают в «Мстителей», «Лигу справедливости», «Железного человека» и другие героические ленты сотни миллионов долларов. Шьямалан решил обойтись 20 миллионами, сделав упор на операторскую работу и психологические игры между героями.
С завода – в психушку
«Стекло» начинается с поисков Данном очередных жертв «Орды». Теперь злые личности Крамба захватили четырех девушек и спрятали их на заброшенном кирпичном заводе. Герой выслеживает Кевина, между ними происходит эпическая схватка с метанием столов и бросками в окно, но мордобой заканчивается в психиатрической клинике, куда их отвозит доктор Элли Стэпл, которую сыграла звезда сериала «Американская история ужасов» Сара Полсон. Умение Шьямалана находить в свои фильмы актеров такого высокого уровня буквально завораживает.
В клинике Данна и Крамба уже ждет Элайджа Прайс (Мистер Стекло), которого теперь пичкают седативными препаратами, надолго усадив пациента в инвалидное кресло. Однако Прайс, как и было в «Неуязвимом», обладает уникальным интеллектом и не оставляет надежд доказать, что персонажи комиксов всегда существовали в реальной жизни. Идеальный аргумент для его философии – Крамб и Зверь, живущий в нем.
Шьямалан не скрывает, что «Стекло» – это скорее продолжение «Сплита», чем «Неуязвимого». Кроме шуток, идею для приключений Данна режиссер придумал после тяжелой травмы при игре в баскетбол. В истории Крамба его интересовали возможности человеческого разума. Сможет ли собственный разум довести человека до бреда, фактически создать другую личину? На этот вопрос отвечает «Стекло».
Не забыть себя похвалить
Стало ли «Стекло» мощной кульминацией своих предшественников? Конечно, нет. Сравнивать фильм Шьямалана с современными блокбастерами смешно из-за графических возможностей и бюджета. Да и в собственный послужной список на полку «лучшее» режиссер никогда этот фильм не положит.
Впрочем, у «Стекла» есть ряд приятных нюансов. Во-первых, это операторская работа Майка Гиулакиса, а во-вторых, музыкальное сопровождение композитора Уэста Дилана Тордсона. Оба эти творца уже работали со Шьямаланом над «Сплитом» и понимали всю важность антуража следующей ленты режиссера. Про таланты Джеймса МакЭвоя и говорить не приходится. В «Сплите» он показал лишь часть своих возможностей, а в «Стекле» буквально поражает яростью и манерностью. Такого героя вам точно не приходилось видеть в современном кино. У Уиллиса и Джексона роли проще – угрюмые и немногословные ветераны, готовые просидеть за решеткой, сколько потребуется.
Если вы ждете мистики или действительно пугающих сцен, то со «Стеклом» лучше не связываться. С другой стороны, Шьямалан выполняет свой минимум, ниже которого он бы никогда не опустился. Постановщика зовут королем «твистов» – неожиданных сюжетных поворотов, ставящих все повествование с ног на голову, но в случае со «Стеклом» его очередная попытка удивить зрителя обречена на почти полный провал. Уж слишком много комиксов побывало на экранах за минувшие 18 лет, чтобы чему-то удивляться.
В конце фильма герои «Стекла» рассуждают о создании «новой вселенной», намекая, что именно Шьямалан стал основоположником культа кинокомиксов, на которые определенная публика сейчас готова молиться. Так уж выходит, что режиссер хвалит сам себя. Из-за невысокого качества фильма о нем быстро забудут, а трилогию признают неудачной. Зато сумел сам себя похвалить, да еще и эпизодическую роль в своем же фильме сыграть. Чем не повод для гордости?
«Стекло» в кино с 17 января.