
Удар по здоровью нескольких поколений
Профессор кафедры факультетской терапии им. В.А. Вальдмана Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Лидия Хорошинина еще в начале 1990-х стала изучать тему отдаленных последствий длительного голодания детей в блокированном Ленинграде, готовясь к защите докторской диссертации. Защита состоялась в Институте биорегуляции и геронтологии, к ней в 2002 году была издана и монография Лидии Хорошининой «Голодание в детстве как причина болезней в старости (на примере малолетних жителей блокированного Ленинграда)».
– Лидия Павловна, существует ли на самом деле феномен «детей блокады» – речь и о том, что эти люди якобы живут дольше?
– Жизнь в блокированном Ленинграде по-разному повлияла на здоровье: одни умерли в первые послевоенные годы, другие дожили до пенсионного возраста. Это зависело от многих причин, в том числе и от условий жизни в осаде.
Например, ребенок мог жить в семье академика с его дополнительным продпайком или в семье дворника, который делал поквартирный учет и имел возможность пользоваться продовольственной карточкой умершего. Или в семье жителей Парголово, у которых была корова. Или вовремя оказаться в детском доме. Это все реальные рассказы моих пациентов, детьми переживших блокаду Ленинграда.
Последующее здоровье детей блокады определялось возрастом, на который пришлось длительное голодание, полом ребенка. Большинство детей, переживших блокаду и доживших до среднего или пожилого возраста, умирали раньше своих сверстников, избежавших блокады. У них раньше и чаще развивались ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, желчнокаменная болезнь и другие соматические заболевания.
– Правда ли, что последствия блокады будут отражаться на много поколений вперед?
– Я проводила такое исследование на небольшом количестве семей – нескольких сотнях, и обнаружила, что статистически значимых различий в частоте заболеваний у детей, родившихся от голодавших родителей, по сравнению с другими, нет.
Но вот внуки, родившиеся в семьях бывших малолетних жителей блокированного Ленинграда, имели достоверно частые хронические заболевания.
Мои результаты были аналогичны данным, полученным зарубежными учеными: они обследовали голландцев, родившихся от матерей, имевших скудный рацион питания во время блокады фашистами части территории этой страны. В этой когорте первое поколение детей мало чем отличалось от других детей по состоянию здоровья, а вот внуки болели чаще.
– Существуют ли какие-то специфические заболевания блокадного поколения?
– Во время блокады Ленинграда изменилась структура заболеваемости. Уменьшилось относительное количество многих заболеваний, в том числе и болезней органов кровообращения.
Увеличилась заболеваемость гипертонией. Конечно, повлияли стрессовые ситуации, но нельзя забывать об избыточном употреблении поваренной соли, которую горожане добавляли в кипяток, пытаясь заглушить чувство голода.
Есть много особенного в течении заболеваний во время блокады и после нее. Например, у женщин детородного возраста, имевших истощение, возникало выраженное ожирение после того, как они получили доступ к пище.
– Есть ли заболевания, присущие или, наоборот, не присущие этой группе?
– Я не могу говорить о блокадниках вообще. Я изучала состояние здоровья людей среднего и пожилого возраста, переживших блокаду Ленинграда именно в детстве. Каких-то особенных заболеваний, конечно, нет. Но есть более частое развитие той или иной патологии и более ранний возраст смерти людей, переживших в детстве блокаду. Например, сахарный диабет в 10 раз чаще возникал у женщин, живших детьми в осажденном городе, а атеросклероз возникал раньше и протекал тяжелее у мужчин той же социальной группы.
Во время блокады уменьшилась частота заболеваний бронхиальной астмой, ревматизмом, воспалением легких, раком, болезнями нервной системы, язвенной болезнью желудка. Почему так? Не было белка в рационе, организм выживал, иммунная система тоже выживала и не «расходовалась» на развитие заболеваний, связанных с иммунным ответом.
Сейчас тема отдаленных последствий длительного голодания детей по-прежнему актуальна. В 1998 году в бюллетене Всемирной организации здравоохранения отмечено, что в России того времени недоедал каждый третий ребенок в возрасте 2 лет.
Я как врач-исследователь отдаленных последствий длительного голодания детей предполагаю, что в нашей стране возникнет эпидемия неинфекционных заболеваний, несмотря на административные усилия по снижению этого печального показателя.
ЦИФРЫ
30-40% населения имеют гипертоническую болезнь. Начиная с 1943 года заболеваемость гипертонией составила 109,0 против 5,1 на 1000 ленинградцев, перенесших в детстве блокаду.