Яндекс.Метрика
  • Артемий Аграфенин

Снегурочка в плену у Кощея: классика отечественного кино на старый Новый год

Киносказка «Новогодние приключения Маши и Вити» киностудии «Ленфильм» вышла на телеэкраны как раз под новый, 1976 год. За четыре десятилетия на этом фильме выросло несколько поколений наших соотечественников

Герои Витя и Маша очень по-разному смотрят на мир. Витя, можно сказать, материалист, он полагается только на технику и науку. А Маша, напротив, верит в чудеса. Вместе со своими друзьями они готовятся к Новому году, но Дед Мороз поведал им, что Снегурочку похитил Кощей, чтобы устроить праздник для своего окружения. На помощь Снегурочке в сказку отправляются Маша и Витя. А Кощей выставляет против них свою нечистую силу - вокально-инструментальную троицу «Дикие гитары»: Бабу-ягу, Лешего и Дикого Кота Матвея.

«Мой персонаж, хоть и Леший, но герой явно положительный. Он ведь говорит про себя, что он, как цветок. В сказках всегда можно сказать такое, чего нельзя сказать во взрослом фильме. Поэтому многие кинематографисты обращаются к этому жанру, доказывая, что нужно верить в чудеса, и что нет абсолютно плохого или хорошего. Я часто с удовольствием пересматриваю этот фильм. Все, что есть в жизни хорошее, – есть и в этой картине», - говорит народный артист России Георгий Штиль.

Все сказочные декорации создали в павильонах «Ленфильма». Даже лес. Декорацию «Волшебного леса» позаимствовали из другой известной сказки – «Синяя птица» с Элизабет Тейлор, которая снималась в том же году. Одна из впечатляющих сцен – полет Бабы-яги на дымящейся ступе. В «чудо-бочке» поджигали специальный пороховой заряд. Детей на ступе поднимали под потолок павильона на тросах. На экране это смотрелось как настоящий полет.

В фильме собрали прекрасных актеров. Это одна из первых ролей в кино всеми любимого Михаила Боярского (Дикий кот Матвей), в нем же сыграл его дядя Николай Боярский (Кощей Бессмертный). Вместе с ними: Георгий Штиль (Леший), Борис Смолкин (Лесовичок), Любовь Виролайнен (Яблонька), Игорь Ефимов (Дед Мороз), Ирина Борисова (Снегурочка), Валентина Кособуцкая (Баба-яга) и другие.

«До этого я уже снимался у режиссера Игоря Усова. Приглашая меня на роль, он посетовал, что у него проблемы с Котом. Он звал артиста Смирнова из «Приключений Шурика», но тот отказался. Тогда я и посоветовал Мишу Боярского. Я знал, что он хороший музыкант. Михаил говорит, что ему на эту роль уже делал приглашение композитор фильма. Усов взял Михаила с удовольствием, и грим ему сделали с усами», - говорит Георгий Штиль.

Главных героев сыграли юные ленинградцы Юрий Нахратов и Наталья Симонова.

Юру на «Ленфильм» привела мама. Шел очередной набор «ребят с улицы». Юра попал в число счастливчиков. А дальше все закрутилось само собой. Он сыграл несколько эпизодов, в том числе в фильме «Плохой хороший человек». После «Денискиных рассказов» Юру заметили, а во втором классе на отличника и примерного сына свалилась главная роль в сказке. Увлечение техникой у Юры сохранилось на всю жизнь. После школы он поступил в Ленинградский военно-механический институт. Но «Новогодние приключения Маши и Вити» сыграла решающую роль в его судьбе. Когда он влюбился, и его избранница узнала, что он именно тот самый мальчик из любимой сказки, то все сомнения были отметены. Они поженились, у них родился сын Тимур.

Девочку в сказку искали музыкальную. Конкурс был огромный. Наташа не училась в музыкальной школе, но была бойкой, так как большую часть своего свободного времени проводила во дворе. Она очень удивила комиссию. Попросили спеть – затянула то, что слышала от старших друзей: «Стою на остановочке, в кармане пол-литровочка...» Режиссер рассмеялся, попросил еще что-нибудь. «Шаланды, полные кефали...» - что есть мочи затянула Наташа. Ее попросили станцевать. «Я одна не могу, - улыбнулась девочка Усову, - только с вами». Это и покорило сердце режиссера.

После школы Наталья поступила на философский факультет университета, где и встретила будущего мужа.

Снимались дети с огромным удовольствием. Юре, у которого было отличное зрение, для солидности надели очки с простыми стеклами. Наташа обожала, когда ее гримировали, как взрослую девушку, подкрашивали и припудривали.

Нечисть в фильме собралась симпатичная и притягательная. Причем не совсем удачливая в своих злодеяниях. Поначалу загримированных артистов Наташа с Юрой побаивались. Но постепенно ребята подружились с ними, стали называть Георгия Штиля «дядей Лешим», дикого кота Матвея - Михаила Боярского - таскать за усы и гоняться за Валентиной Кособуцкой - современной Бабой-ягой в мини-юбке.

Бабу-ягу - Валентину Кособуцкую - гримировали особенно тщательно: прилепляли длинный нос, замазывали черным зуб, надевали паричок «с начесом». Щербатая, женственная Бабка-ежка в рваных перчатках и с бигуди в волосах была само очарование.

Борис Смолкин играл Лесовичка. Временами он с таким азартом кидался шишками, что они летели они во все стороны и попадали в съемочную группу. А однажды его забыли снять с… дерева. Съемки закончились, группа ушла, а актер так и остался сидеть.

«В этом нет ничего удивительного, - говорит Георгий Штиль. – Меня, например, однажды забыли разгримировать. Я замешкался после съемок, а когда пошел в гримерку, то с удивлением узнал, что группа уже уехала. Но больше всего переживаний досталось на долю Михаила Боярского. Он должен был стрелять в Витю яблоком из рогатки. Бутафорская рогатка была маленькой, а яблоко – тяжелым. Михаил резонно спросил: «А в какую сторону стрелять – не в ребенка же?» Оператор скомандовал: «Стреляй в камеру». Михаил выстрелил точно, как Робин Гуд. Оператора отшатнулся от оптики, присвистнул и тихо сказал: «Съемка окончена». Оказалось, разбили дорогой объектив. Потом ломали голову, как это выставить производственной потерей, чтобы с Михаила не высчитали денег. Хотя на моей памяти нет случаев, когда актеров штрафовали за технику, наверное, его тогда просто припугнули», - говорит Георгий Штиль.

Музыку к фильму написал композитор Геннадий Гладков. Песни настолько полюбились зрителям, что фирма «Мелодия» даже выпустила пластинку с ними.