Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Синоптики первыми узнали о войне

«Петербургский дневник» выяснил, почему от сводок погоды зависела жизнь военного Ленинграда и как расчеты гидрологов помогли прорвать блокадное кольцо

В старинном здании бывшей Главной физической обсерватории – первого метеорологического центра России – и сегодня располагается Гидрометцентр. Главный синоптик Санкт-Петербурга Александр Колесов рассказывает о своих предшественниках – людях, предсказавших аномально холодную зиму 1941-1942 гг., рассчитавших навигацию по Шлиссельбургской губе и измеривших толщину льда на болотах.

ИСКАЖЕННЫЕ СВОДКИ 

Здание на 23-й линии В. О., построенное в 1846-1849 гг. специально для геофизических измерений, стало мишенью для фашистских артобстрелов.

Синоптики наблюдали, как меняется Нева под окнами и как летят на них вражеские снаряды со стороны Стрельны. Один из них попал почти точно в бюро прогнозов. Но радисты не прятались в подвал, а поднимались на самый верх, в бюро связи, где находилась аппаратура.

За громкой фразой о том, что первыми о приближении войны узнали синоптики, стоит гигантский опыт специалистов, говорит Александр Колесов. 

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник. На фото Александр Колесов.

«Для прогноза, – рассказывает он, – нужна так называемая кольцовка – обобщенные данные метеосводок, которые поступают с сотен метеостанций. И вдруг с 18-19 июня 1941 г. пошли искажения данных с немецкой территории. Наши понимают, что кольцовка не сходится, кто-то сознательно искажает данные наблюдений. А с 22 июня информация с западной части СССР вообще перестала поступать.

Такое положение называется обрезанной картой. К счастью, у наших специалистов был опыт работы с обрезанной картой с Первой мировой войны». 

По словам главного синоптика города, в Смольном и на фронтах день начинался с прогноза погоды. 

Неправильный прогноз грозил не только карами синоптику, но и неверной тактикой для войск. На границе фронтов ставили посты, в партизанские отряды забрасывали подготовленных людей, которые помогали со сбором данных. Позже разведка погоды велась с самолетов. В августе 1941 г. было образовано управление гидрометслужбы Ленинградского фронта. Его возглавили инженер-полковник Григорий Семенов и полярник Евгений Федоров (в 1947 г. Семенов был арестован в своем кабинете, его судьба неизвестна).

АНОМАЛЬНАЯ ЗИМА 

Немцы к наступлению готовились заранее, у них были специальные подразделения, которые сообщали погоду. Однако и они промахнулись: Александр Колесов убежден, что если бы они точно рассчитали холодную зиму 1942 г., то не сунулись бы в Ленинград. А вот наши синоптики не ошиблись, при составлении прогноза на первую блокадную зиму была взята за аналог холодная зима во время Советско-финской войны 1939-1940 гг.

Специалисты уверены: никакой мистики в том, что на долю ленинградцев вместе со всеми ужасами блокады выпали и аномальные морозы, нет. «Все в климате повторяется. Период аномальных холодов сменяется теплом, дожди – засухой. В ту зиму просто так совпало. Однако аномальные морозы помогли избежать эпидемий, а выпавшие две-три нормы снега помогли сохранить почвы и растения», – поясняет Александр Колесов.

РОДНАЯ ЛАДОГА 

В конце августа 1941 г. в Смольном прошло заседание, на котором было принято решение о пути через Ладогу. На Ладогу направили метеорологов. Семнадцатого ноября по дороге проехал первый всадник - майор Можаев. Ночью 22 ноября прошла первая колонна из 60 машин. Это и было начало Дороги жизни. 

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Благодаря холодному марту 1942 г. она прослужила 152 дня, потом снова началась навигация. А вот следующая зима была теплой, лед образовался только в конце декабря. Тогда машины шли с открытыми дверями – чтобы можно было выпрыгнуть, если автомобиль попадет в полынью.

Неоценимую помощь армии оказали гидрологи. Когда прорывали кольцо блокады в 1943-1944 гг., они с точностью до дня выяснили, когда замерзнут болота на Волховском фронте. И этот прогноз оправдался – наши войска прошли по болотному льду.

СПРАВКА

3947 метеостанций с 30 тыс.сотрудников, из которых 3,5 тыс. – с высшим образованием, работали до войны в СССР. Сейчас у нас 4,5 тыс. станций на всю европейскую часть страны.

«В блокадном городе погибли 40 сотрудников управления гидрометеослужбы, еще 70 человек – на территории СССР. Первой погибла под артобстрелом летом 1941 г. Виктория Пекарская – синоптик аэропорта», Александр Колесов, главный синоптик Санкт-Петербурга.
Закрыть