Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Андрей Базанов: «Союз спасают люди, чьи имена вы никогда не узнаете»

Председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников Андрей Базанов рассказал в интервью «Петербургскому дневнику», кто на самом деле спасает общественную организацию от ликвидации, почему так тяжело вернуть имущество Союза и войдет ли организация в Союз художников России
Андрей Базанов: «Союз спасают люди, чьи имена вы никогда не узнаете» Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Андрей Николаевич, Министерство юстиции России, в том числе по инициативе врио губернатора Петербурга Александра Беглова не будет настаивать на ликвидации Союза художников. Как вы считаете, это победа для Союза или еще есть над чем работать?

- Я считаю, что рано говорить о победе. Есть много работы, которую еще предстоит сделать. Например, судьба нашего здания на Большой Морской, 38, в подвешенном состоянии. Мы пока ещё не завершили работу над пролонгацией договора аренды здания на следующие 49 лет.

У Союза художников с губернатором всегда были хорошие рабочие отношения. И мы рады, что временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов с пониманием отнесся к нашей ситуации. В конце октября у меня состоялся телефонный разговор с Бегловым, и он предложил не выносить наш вопрос на федеральный уровень. Его уверенность в том, что всё можно решить на городском уровне, вселяет в художников надежду на благополучный исход в сложившейся непростой для нас ситуации с Союзом.

Мы также надеемся на понимание Комитета имущественных отношений. Конечно, 1300 объектов недвижимости из фонда творческих мастерских наталкивают представителей власти на вопрос о судьбе этих помещений. Как они используются? Кем используются? Я сразу отмечу, что в них нуждаются наши художники, так как это пространство необходимо для профессиональной работы. В свое время Союз художников СССР вкладывал средства в развитие мастерских. К сожалению, в 90-е, когда проходила приватизация, руководство организации не смогло грамотно решить имущественный вопрос.

Получилось так, что наши же мастерские стали собственностью города. Уже в 2000-х нам говорили, что Союз может вернуть помещения обратно, но у нас тогда не было ни средств, ни юристов, которые бы помогли с этим вопросом. Сейчас у нас очень хорошие отношения с руководством города, которые не хочется разрушать, в то же время мы не хотим потерять мастерские, в которых нуждаются наши художники.

- Недавно прошла встреча Александра Беглова с художником и скульптором Михаилом Шемякиным. На ваш взгляд, художник поспособствовал решению не ликвидировать организацию?

- Михаил Шемякин личность публичная, он очень известен в российском медийном пространстве. Шемякин продолжает притягивать к себе внимание и, конечно, как человек, напрямую имеющий отношение к искусству, он не мог остаться в стороне от проблем Союза. Наши художники обращались к нему на одной из его лекций, и он высказался по поводу судьбы нашего Союза. Он, конечно, встал на сторону художников – Союз нужно сохранить. Но я не согласен с тем, что нашу организацию от ликвидации спас только Шемякин. На мой взгляд, это перебор. Конечно, Беглов не мог не принять такого видного деятеля, и его голос был услышан. Но опять же, организацию спасают совершенно разные люди, чьи имена вы никогда не узнаете, потому что они далеки от публичности и не афишируют свою работу.

- В итоге Союз не будут ликвидировать при условии оперативного устранения нарушений. Расскажите, как сейчас проходит работа над их устранением? Что уже сделано, а что еще нет?

- Во время нашего телефонного разговора с Александром Бегловым я пообещал, что мы постараемся устранить все нарушения. Комитет по культуре предоставил мне «дорожную карту». Я должен отчитываться о проделанной работе еженедельно.

Так вот, во-первых, мы решили вопрос с субарендой помещений в здании на Большой Морской, 38,  третьими лицами. Теперь в нашем доме в Союзе остались только структурные подразделения.

Во-вторых, у нас есть выставочный центр, который по документам от 1992 года является самостоятельным юридическим лицом со своим счетом. Его возглавлял Александр Сайков. В 2017 году после смерти Альберта Чаркина, возглавлявшего на протяжении 20 лет наш Союз, правление проголосовало за кандидатуру Сайкова.

По сути, он должен был оставить руководство в выставочном центре и возглавить Союз, но он, с одной стороны, управлял общественной организацией, а с другой стороны,  продолжал вести коммерческую деятельность. Все это тоже нарушения пунктов Устава. На сегодняшний день Александр Сайков оставил руководящие должности и является рядовым членом Союза художников Петербурга.

В-третьих, на сайте Министерства юстиции якобы не было отчетности о деятельности организации за 2015, 2016 и 2017 годы. Но на самом деле нужно было просто поменять форму этой отчетности. Эти ошибки тоже устранили. Кроме того, по документам 1992 года наш Союз является региональной организацией, которая не может распространять свою деятельность в других регионах.

Принимая участие в выставочных проектах за пределами Петербурга, мы оплачивали художникам перелет и выдавали командировочные, чего делать было нельзя.

Есть совсем нелепые нарушения. Многие художники помимо своей творческой деятельности зарабатывают на жизнь, создавая частные компании или становясь индивидуальными предпринимателями. В то же время за ним остается мастерская, предоставленная им Союзом художников. Член Союза арендует у нас мастерскую по льготной, так называемой социально значимой аренде – 0,03%. Это примерно 4-5 тысяч рублей в квартал за 50 кв. м. При этом все финансовые процедуры по оплате аренды художник оформляет и проводит через свое ИП или ООО. И вот приходит специалист из Минюста и видит, что аренда оплачена не художником, а каким-то ИП. Тогда он делает вывод, что творческая мастерская по льготному коэффициенту сдана какому-то третьему юридическому лицу. На данный момент эта нелепая ошибка исправлена. И все финансовые документы приведены в порядок.

- Андрей Николаевич, что находится в собственности Союза? Какие здания вам принадлежат?

- Как я уже отмечал, наше здание на Большой Морской, 38, нам не принадлежит, равно как и фонд творческих мастерских. Но есть в городе 4-5 объектов, которые находятся в нашей собственности. Правда, там тоже есть ряд нюансов. Во-первых, это багетная фабрика на Салтыковской дороге, 6А. Понятное дело, что сейчас у нас нерентабельно заниматься производством багета, поэтому все помещения мы там сдаем в субаренду. На это имеем полное право. По нашему уставу 1997 года у нас есть возможность сдавать в доверительное управление нашу собственность управляющим компаниям. У нас был спор с управляющей компанией «Куб», которая хотела обанкротить всю эту багетную фабрику и отобрать у нас контроль за ней. Они хотели провернуть примерно тот же сценарий, как и с другим нашим объектом – Комбинатом декоративно-прикладного искусства (КДПИ).

Вообще, надо отметить, что за 25-26 лет мы потеряли контроль над многими нашими объектами. Нам также принадлежит объект в 700 с лишним кв. м на Морской наб, 39, на В.О. в жилом комплексе, где мы занимаем помещения на нижних этажах. Их мы тоже сдаем в аренду компании «Итон», правда, там тоже не совсем корректно составлены договоры.

Два цеха на территории бывшего завода Калинина, которые мы получили в собственность взамен КДПИ. Там хотели поставить печи и начать работать наши керамисты, но эти помещения совершенно для такого вида искусства не приспособлены, поэтому их мы тоже сдаем в аренду.

И еще один объект – комбинат скульптуры. Там тоже ряд помещений сдается в аренду.

Сейчас наша главная задача – понять, как и почему мы утратили контроль за нашими объектами и, конечно, постараться их вернуть. Много имущества Союза было утрачено путем рейдерских захватов еще в 90-е. И мы понимаем, что по гражданским искам все сроки уже давно истекли и вряд ли мы что-то можем вернуть, а вот по уголовным всплывают серьезные имена, которые я не готов озвучить. Но мне бы хотелось, чтобы родственники или близкие тех, кто был причастен к этому процессу, подумали над всей этой ситуацией и вернули имущество, если это возможно. Потому что Союз художников Петербурга должен жить и развиваться и обеспечивать себя.

- Возвращаясь к работе Союза. Не секрет, что не каждый художник может позволить себе поучаствовать в выставках, даже в регионах. Должен ли Союз оказывать финансовую поддержку таким деятелям искусства?

- Вот Минюст считает, что это нарушение. То есть если выставка организована, допустим, в Москве, то мы не можем обеспечить художника ни трансфером, ни командировочными, ни местом для проживания. Мы, собственно, это и доказывали в суде, что многие региональные выставки без участия петербургских художников как минимум сложно представить. Например, межрегиональную выставку «Русский север» в Мурманске невозможно представить без нашего участия – это смешно. Опять-таки вот-вот начнет работу Всероссийская художественная выставка «Россия XIII». На ней будут представлены работы из всех регионов России. Как ее можно представить без Петербурга? Конечно же, мы постараемся найти возможность и принять в ней участие.

- Планирует ли организация стать частью Союза художников России?

- К нам в Петербург на Международный культурный форум приезжал председатель правления Союза художников России – Андрей Ковальчук. В этот короткий визит он нашёл время для визита к нам в Союз, где и состоялось общение с членами петербургского отделения. Он нам объяснял, какие у нас есть возможности и точки соприкосновения, чтобы продолжить наше совместное сотрудничество с Союзом художников России. Понятно, что нас бы хотели видеть в составе Союза художников России как региональное отделение. Но насколько это необходимо и в какой форме может состояться, решать должны художники с помощью профессиональных юристов. Может быть, у руководства Петербурга есть свое виденье нашего развития и дальнейшего существования. Пока это дискуссионный вопрос. Он должен обсуждаться на референдуме с участием наших художников или на общей конференции. Главное, чтобы наши художники не были ущемлены в правах, и город был заинтересован в такой схеме, ну и мы существовали бы как составляющая общероссийского культурного пространства.

- Андрей Николаевич, вы наверняка с художниками говорили о сложившейся ситуации, как оцениваете их настрой? Что они говорят по этому поводу?

- Художники хотят, чтобы жизнь Союза, в том числе финансовая, была прозрачной. Город поверил, что с новым руководством это возможно.

Сейчас мы «омолаживаем» состав. Очень много молодежи появилось как в самих секциях Союза, так и в правлении. Это, кстати, позитивно сказывается на нашей работе. Конечно, многие художники сомневаются, многие не доверяют правлению.

Сейчас финансовая ситуация такова, что мы не можем грамотно и оперативно наладить работу по части создания нового сайта. Просто потому, что нет средств на это, но в перспективе сайт, конечно, появится.

Еще одна причина недоверия - далеко не все художники знают о полном объёме нашей работы, поэтому каждый в социальных сетях высказывает свое мнение относительно будущего Союза. Но я рад, что это все началось, значит, есть интерес. Неважно, что это зачастую негативная информация. Во всяком случае, мы видим, что у нас есть с чем работать.

Хочу отметить, что с момента начала моей работы (26 апреля 2018 года - прим.ред.) у нас не было ни одного закрытого заседания правления Союза. Правда, художники зачастую путают открытое заседание с Майданом или с Болотной площадью. Происходит это потому, что правление приняло решение без разрешения не снимать заседания на видео. Я считаю, что есть рабочие вопросы, которые не нужно в режиме онлайн выкладывать в интернет и начинать бурно обсуждать, абсолютно непродуктивно будоража нашу публику.

- Сказалась ли история с ликвидацией на сотрудничестве с петербургскими художниками? Возможно, кто-то решил покинуть Союз или, наоборот, вступил в него?

- Сейчас художники, особенно молодые, стараются стать членами Союза, потому что здесь есть возможность показать себя. Кроме того, не нужно забывать, что в Петербурге множество таких творческих вузов, как Академия Штиглица, Академический институт Репина, Университет Герцена, каждый год выпускающих массу профессионалов, которые должны заявить о себе, желательно сразу после студенчества, а где заявлять? В стенах Союза можно наработать профессиональный капитал и приобрести полезные знакомства, а также есть шанс получить мастерскую, где можно будет реализовать все свои творческие мечты.