Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Полицейский, спасший петербуржца из горящего автомобиля, получил самую дорогую награду

Прапорщик внутренней службы Павел Киселев рассказал «Петербургскому дневнику» об огне, воде и «медных трубах»
Водитель-полицейский Павел Киселев Фото: «Петербургский дневник»

Руководство ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области решило поощрить водителя-полицейского Павла Киселева. Ставший очевидцем случившегося на дамбе ДТП прапорщик внутренней службы с риском для собственной жизни вытащил из горящего автомобиля 55-летнего водителя.

Неизвестно, какой награды будет удостоен отважный страж порядка, уже второй раз за последние 2 года спасающий человеческую жизнь. Но самый дорогой его сердцу дар Павел Киселев уже получил от пятилетней дочери Виктории.

ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ

Он мог бы сейчас носить китель шеф-повара ресторана или белый воротничок управленца. Но ни диплом повара-кондитера четвертого разряда, ни учеба в институте экономики и управления не смогли перевесить возникшей у Павла Киселева еще в юности симпатии к людям в форме, мчащимся на автомобилях с мигалками на борьбу со злом.

«Несколько моих хороших друзей пошли служить тогда еще в милицию. Предложили: "Почему бы тебе тоже не попробовать?" В итоге на службе в органах я уже больше 11 лет. Что заставило выбрать эту профессию? Желание помогать людям. Без всякого пафоса говорю! Что греха таить, не все граждане полицию уважают. Наверное, захотелось доказать, и в первую очередь самому себе, что среди ее сотрудников немало достойных людей, честно выполняющих свою работу», – признается полицейский.

Почти 8 лет Павел проработал в отделе вневедомственной охраны Выборгского района. Говорит, за те годы всякого насмотрелся. И грабителей приходилось задерживать, и медикам скорой психиатрической помощи помогать «пеленать» людей в неадекватном состоянии, угрожавшим и себе, и окружающим.

Затем, решив попробовать себя в другом направлении, перевелся в кинологическую службу. Впоследствии перешел на работу в автохозяйство №2 Центра хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где последние 2,5 года трудится водителем-полицейским.

Основная задача прапорщика внутренней службы Киселева – выезд вместе со следственно-оперативной группой на оформление ДТП, в которых серьезно пострадали или погибли люди. Как, например, недавняя трагедия на ЗСД, где после столкновения с «тоннаром» погибли семеро пассажиров и водитель «минивэна», возвращавшиеся в Петербург из Финляндии.

«По долгу службы чего только не насмотрелся. Самое тяжелое, когда приходится звонить родственникам погибших и сообщать им страшную весть. И когда они приезжают на место происшествия, особенно матери, потерявшие своих детей… Вот к этому, думаю, невозможно привыкнуть. Каждый раз сердце буквально в клочья рвется. Но служба есть служба. Кто-то должен эту работу выполнять», – говорит Павел Киселев.

ОГОНЬ… 

Днем 28 ноября Павел Киселев вместе со следователем ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатериной Александровой ехали на служебном автомобиле из Кронштадта в сторону Приморского шоссе, как вдруг двигавшийся перед ними по дамбе «Форд» стал крениться вправо, врезался в бетонное ограждение и загорелся.

«Я резко ударил по тормозам и, оставив служебный автомобиль на безопасном расстоянии, побежал к этой машине. Когда приблизился, пламя достигло метров трех в высоту, а салон заволокло дымом. Увидел, что кроме лежащего без сознания на руле водителя внутри никого нет. Понимаю, что дверь не открыть: уже горело в салоне и краска с кузова сползала, как лава. Ищу, чем разбить окно, и тут с громким хлопком от высокой температуры лопаются стекла», – вспоминает прапорщик внутренней службы.

В тот момент пламя подобралось к пострадавшему: начала плавиться куртка, горели волосы. От хлопка мужчина пришел в себя, инстинктивно сумел отстегнуть ремень безопасности, но выбраться из салона не смог. Во мгновение ока полицейский, щурясь от сильного жара, схватил несчастного за одежду, рывком вытащил через окно наружу и стал, придерживая, уводить в сторону от горящего «Форда».

«Лишь одна мысль была, пока его тащил: "Машина, только не взорвись!" Едва отошли на несколько десятков метров, раздался грохот, пламя взметнулось метров на восемь в высоту. Та еще картина была», – рассказывает водитель-полицейский.

Следователь Екатерина Александрова тем временем остановила проезжавшую мимо карету скорой помощи. Павел помог медикам погрузить пострадавшего в автомобиль, где врачи начали оказывать несчастному первую помощь.

«Повезло человеку. Еще пара минут, и медицина была бы бессильна», – вынесли свой вердикт врачи.

Скорая повезла получившего серьезные ожоги автомобилиста в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, а водитель-полицейский и следователь вновь поехали по служебным делам.

«Все, Киселев, написали рапорт о переводе тебя в МЧС. В спасатели пойдешь – каждый год кого-то спасаешь», – пошутили коллеги, когда стало известно о случившемся.

…ВОДА

Как известно, в любой шутке есть доля правды. Если на сей раз полицейский не дал человеку сгореть, то в прошлом году – утонуть.

В один из ноябрьских дней 2017 года Павел Киселев со следователем приехали на место ДТП у моста Александра Невского. Непосредственный виновник аварии, в которой серьезно пострадал человек, скрылся, так что прапорщик отправился искать видеокамеры.

Проезжая по мосту, заметил перелезшего через ограждение и стоящего на самом краю пролета полураздетого мужчину лет 35-40. Отведя руки за спину, тот двумя пальцами держался за перила и пристально всматривался в темные воды Невы.

«Остановился, включил проблесковые маяки, сирену – думал, может, посмотрит на меня и отвлечется. Тот ноль внимания. Выскакиваю из машины, подбегаю к парапету, и в этот момент мужчина начинает разжимать пальцы. Успеваю обхватить его за торс, перекидываю через парапет и силой удерживаю на земле. Тот вырывается, кричит: «Отпусти! Не хочу жить! Я этому миру не нужен!» Пытался успокоить его, как мог: мол, погоди на тот свет уходить, ты молодой, столько еще впереди», – вспоминает Павел Киселев.

По просьбе полицейского прохожие позвонили в «03». «Самоубийцу» увезла бригада скорой психиатрической помощи. Позже Павел узнал: у мужчины, состоявшего на учете, случилось сезонное обострение хронического заболевания.

…И «МЕДНЫЕ ТРУБЫ»

Весть об отважном полицейском, уже второй раз спасшем человека, быстро распространилась по городу и за его пределами. Пройдя огонь и в определенном смысле воду, Павел столкнулся с новым испытанием – «медными трубами». Журналисты стали наперебой просить об интервью, соцсети запестрели лестными комментариями в духе «В Штатах есть Бэтмен, а в Петербурге – Павел Киселев», на улице начали узнавать прохожие, провожая улыбкой.

«На днях забрал дочку из детского сада, зашли в магазин киндер-сюрприз купить. Продавщица на прилавок еще и шоколадку кладет. В чем дело? Я же не просил! Слышу в ответ: "Это вам за то, что вы есть". И деньги за нее брать отказывается», – пожимает плечами Павел.

К внезапной славе он относится с юмором – мол, что поделаешь, судьба такая. Но признается: к столь пристальному вниманию был не готов.

«Конечно, похвалы я не чураюсь – доброе слово, как говорится, и кошке приятно. Но хотелось бы поменьше внимания к моей скромной персоне», – говорит полицейский.

Его супругу Татьяну, работающую в Управлении внутренних дел на метрополитене, весть о поступке мужа не заставила всплеснуть руками от изумления.

«Сказала только: "Паша, я бы удивилась, если бы кто-нибудь другой это сделал. А так – это же ты: чему удивляться?"» – смеется прапорщик.

В прошлом году за спасение человека начальство вручило Павлу Киселеву в подарок видеорегистратор. На сей раз уже сослуживцы, отличающиеся искрометным чувством юмора, решили его поощрить, подарив шапку с символикой Супермена. Мол, вместо форменной на дежурстве будешь носить. 

Ну а пятилетняя дочь Виктория смастерила из бумаги медаль, нарисовала на ней красным карандашом цифру «1», приклеила яркую ленточку и, повязав ее вокруг шеи растроганного таким вниманием отца, сказала: «Папа, я всегда говорила, что ты у меня – молодец!»