Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Кунсткамере можно даже вращать Вселенную

Как собиралась коллекция Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры)? Какими были его живые экспонаты? Что находится внутри Готторпского глобуса? Об этом рассказал директор музея, член-корреспондент РАН, профессор Андрей Головнев

– Андрей Владимирович, музей впервые так широко отмечает свой юбилей. Откуда взялась эта дата? 

– У Кунсткамеры есть несколько значительных дат. Но вот эта – абсолютно точная. Шестого декабря по  новому стилю (25 ноября по старому) 1728 года состоялось торжественное открытие для посетителей Кунсткамеры и Библиотеки Академии наук в новом здании на Васильевском острове. Изначально Кунсткамера располагалась в Летнем дворце Петра I, в Кикиных палатах. А затем, когда наконец-то было построено здание на Васильевском острове, переехала в него.

Само здание строилось долго. Началось строительство при Петре Великом, продолжилось при Екатерине I, затем при Петре II. Сменялись монархи, архитекторы, а здание росло, менялось. Коллекция тоже собиралась на ходу, сюда свозили из дальних мест древние находки, монеты, медали… А вот анатомические коллекции составляли лишь незначительную часть того, что было приобретено, – всего два шкафа «уродов». Столько же было, например, и мышц – два шкафа мышц и два шкафа «уродов».

– Как  вы думаете, почему такая специфическая тема вызвала такой интерес?

– Еще Петр I издал указ собирать разные «курьезы» и странности. Причем штрафы от того, кто утаил какую-либо диковину, доставались тому, кто донес про это. Так что дело это было выгодное. 

Но экспонаты были не только высушенные или в банках, но и живые. Петр Алексеевич не стеснялся пожать руку кому-нибудь из них. Здесь ходили карлики, великаны, уродцы. Один из них – огромного роста Николя Буржуа. Его привез в Россию Петр Алексеевич, и был Николя знаменит тем, что стал расти еще и вширь. После смерти его препарировали, но голова потерялась. И говорят, что теперь он каждую ночь ходит по Кунсткамере и ищет свою голову.

Очень популярны были в то время анатомические театры, выставки про то, какой путь проходит от зачатия до эмбриона. Это вызывало восторг, шок. Да и про самого Петра Алексеевича рассказывают, что он был большим любителем заниматься анатомией и медициной. И зубы лечил и рвал. У него вообще была склонность к разного рода хирургии, он этого не боялся.

– В сознании большинства людей Музей антропологии и этнографии воспринимается прежде всего, а зачастую и только как Кунсткамера. Не обидно?

– В какой-то степени это наше проклятие, вызов. И от этого, видимо, не избавиться. Это часть истории нашего музея, часть анатомии и медицины.

А если кто-то  говорит о Кунсткамере исключительно как о собрании «уродов в банках», то это очень усеченное представление о музее. И мы должны не обижаться, а понимать, что наше движение просветительское. И как когда-то наши предшественники сумели задать тон просвещению, так и мы сегодня должны продолжать их дело. С вашей помощью, кстати. А вообще, у нас в Кунсткамере постепенно все больше этнографии, больше народов. Тренд от «уродов» к народам – это траектория развития Кунсткамеры. Начиналось все с диковин, а затем развернулся музей-панорама России и даже мира.

– Экспозиция в Российском этнографическом музее в чем-то схожа с вашей. В чем особенность и отличие Кунсткамеры? 

– Во-первых, там сосредоточены экспозиции, посвященные в основном народам России, а у нас представлены народы мира плюс народы России. Кунсткамера – в первую очередь собрание этнографическое, одно из лучших и крупнейших в мире по многим направлениям, и коллекции постоянно пополняются. Во-вторых, нам почти 300 лет, а им в 3 раза меньше. В-третьих, мы все-таки академический музей, который соединяет музей с наукой. То есть сначала исследования, знания, а уже потом экспозиции. А не наоборот.

– Как  бы вы рекомендовали построить маршрут и на что обратить внимание? И есть ли у вас любимые места в музее?

– Вариантов маршрутов много. Я бы оставил это на усмотрение посетителя. Что касается меня, то я больше всего люблю Индийский зал, пропитанный духом этой страны, и, конечно, Большой Готторпский глобус. А вообще, мы планируем провести реэкспозицию, которая будет состоять из  трех основных ступеней. Начало – это происхождение человека. Затем кругосветное этнографическое путешествие по планете, ее народам и культуре. Познание глобуса и мира. И третья часть – это рождение науки, от анатомии до астрономии, в том числе самопознание России.

– Безусловный хит музея – Большой Готторпский глобус, увидеть который удается, увы, не всегда.

– Сейчас он открыт. Правда, это особый тур. Большой Готторпский глобус 3 метра в диаметре с планетарием внутри был изготовлен в XVII веке. Он с огромными трудностями водным и сухопутным путем был привезен в город. Для его транспортировки даже прорубали и расширяли дороги. Разместили глобус на третьем этаже и только потом продолжили строительство, поскольку иначе занести его внутрь не представлялось возможным.

Что  в  глобусе самое интересное, я почувствовал на собственной шкуре. Сначала я смотрел на него и думал: да, большой глобус с картинками, ну и что? Оказалось, что это та вещь, на которую нужно смотреть не столько снаружи, сколько изнутри. Для этого нужно войти туда и присесть за стол. Я однажды это проделал, стал вращать рычаг, и эта космическая дрезина начала работать.

Перед нами поплыли созвездия, которые выглядели так выразительно, что мы ощущали себя, как в космосе. Казалось, что я вращаю Вселенную! Мы стали терять равновесие, главный хранитель, испугавшись, что все ломается, схватилась за стол… Но ничего не ломалось. Это был путь глобуса, который за счет косой оси совершил крен, подобный потере равновесия, уходу в невесомость, в небытие… Потом мы быстро вышли из этого состояния. Конечно, запускать сюда потоки экскурсий нельзя. Поэтому мы думаем о том, чтобы подключить имитационный способ. То есть, если на посетителя надеть шлем виртуальной реальности, он сможет повторить тот путь, который мне по праву административному удалось совершить. Уверяю: ощущение того, что мы побывали в космосе, было физическим! 

«С анатомии на первом этаже все начиналось, астрономией наверху заканчивалось. Взбирались от анатомии, от того, что внутри нас, наверх, туда, где все запредельно, вне нас – Вселенная, Галактика. Весь спектр наук от А до А – от анатомии до астрономии, от человека до космоса. Эта идея лежала в основе создания Кунсткамеры», директор Кунсткамеры Андрей Головнев.
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
Закрыть