Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Кто уводит детей из жизни: подведены итоги исследования СПбГУ и Следственного комитета РФ

Следственный комитет России совместно с Санкт-Петербургским госуниверситетом подвели итоги расследования, проведенного по инициативе СК РФ и посвященного детским суицидам

Исследование «Саморазрушающее поведение подростков: причины и профилактика» длилось восемь месяцев. Психологи и социологи изучали деструктивное поведение подростков, проводили экспертизу материалов, собранных следователями СК РФ по фактам происшествий подобного рода, анализировали аспекты суицидального поведения детей, в том числе связанного с так называемыми «группами смерти» и другими подобными явлениями в интернете. Помимо представителей силовых структур и специалистов СПбГУ, итоги исследования обсудили уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова и ее коллега Светлана Агапитова, юристы, чиновники и депутаты.

«Синие киты» оказались просто китами 

В 2016 году, по данным Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», количество обращений к психиатрам по поводу мыслей о суициде резко возросло. За 25 лет существования кризисного отделения в городском ЦВЛ «Детская психиатрия» жалобы на суицидальное поведение составляли не более 2 % от всех причин обращений, однако к 2015-2016 году количество обращений в абсолютных показателях резко возросло: с 81 в 2010 году до 353 в 2015 году. Ту же картину отмечали врачи-психиатры Центра «Детская психиатрия» на очных приемах: с 79 человек в 2010 году до 107 - в 2015-м. Заметим, именно тогда едва ли не каждый российский родитель с ужасом узнал о так называемых «группах смерти» - неких сообществах в интернете, где детей якобы склоняли к самоубийству, призывая выполнять определенные действия, для чего надо было просыпаться в строго определенное время – 4 часа 20 минут ночи и спросонок выполнять предложенные кураторами групп членовредительские команды.

В ноябре 2016 года в Подмосковье был задержан, а затем в Петербурге арестован 21-летний администратор «группы смерти» Филипп Будейкин (Филипп Лис), который подозревался в доведении до самоубийства в форме подстрекательства как минимум 15 детей и подростков в разных городах России. Лис через социальную сеть «ВКонтакте» создавал сообщества, участники которых в конечном итоге заканчивали жизнь самоубийством. В 2017 году Будейкина приговорили к 3 годам и 4 месяцам колонии-поселения. Однако исследование, проведенное в СПбГУ, опровергает прямое влияние «синих китов» на суициды детей и подростков.

Ученые обнаружили, что во всех исследованных случаях присутствовали сложные психологические моменты – травля или конфликт в школе, сложные отношения внутри семьи, следствием чего зачастую являлось нарушение самооценки и разочарование в жизни, отсутствие перспектив, а также прием различных психоактивных веществ. При этом исследователи не выявили ни одного случая самоубийства под влиянием «кураторов» или администраторов «групп смерти» в социальных сетях. Согласно выводам экспертов, последовательность формирования у несовершеннолетних саморазрушающего поведения почти всегда одинаковая, причем в основе почти всегда лежит отсутствие доверительных отношений в семье.

«Исследование состоит из трех частей и включает в себя психологический опрос, экспертизу материалов проверок по фактам суицидов, а также анализ современных аспектов саморазрушающего поведения, обусловленного освоением интернета и пребыванием в социальных сетях, - рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. – Эксперты изучили 270 случаев детских суицидов и в результате пришли к выводу, что связь между самоубийством и влиянием на это социальных сетей или различных групп не прослеживается. Зато установлено, что причиной таких настроений является длительное пребывание в состоянии неблагополучия, и если не возникает адекватной ответной реакции окружающей среды, то это может привести к суициду. Если точки соприкосновения, понимания находятся, то такие настроения проходят».

Другие мнения 

Исследователи считают, что негативные переживания в хронической форме приводят к состоянию постоянного стресса, что, в свою очередь, подростки пытаются компенсировать опасными увлечениями, нанесением себе увечий, агрессивностью, и это поощряется единомышленниками в социальных сетях. По мнению экспертов, именно в этот момент и определяется дальнейший исход — такое поведение либо перерастает в более интенсивное, либо пропадает вовсе. И тут очень сложно однозначно сказать, что соцсети ни при чем.

Леонид Армер, руководитель «Молодежной службы безопасности», психолог, также с сомнением относится к вердикту исследователей о непричастности соцсетей:

«На основе нашего двухлетнего опыта работы с деструктивными соцсетями выяснено, что первичными причинами депрессивных состояний является то, что происходит дома и в школе: это троллинг, конфликты с родителями, буллинг, несчастная любовь – словом, вполне земные причины. Однако тут важен второй момент, и это подтверждают все мировые исследования. В группах в интернете подросток попадает в специфическую внутреннюю среду, где начинается взаимное стимулирование своего состояния, подтверждение ровесниками негативной картины миры, культ определенной модели поведения – например, тех же порезов – и тут никакой куратор не нужен. Таким образом, безусловно, интернет влияет, но он не первичен. Он оказывает фоновое воздействие на уже в чем-то предподготовленных ребят».

Светлана Агапитова также обратила внимание на отсутствие единого подхода в ведении статистики по этому вопросу. Например, по данным ГСУ СК РФ по Петербургу, в 2017 году уголовных дел было возбуждено - 7, сообщений о попытке суицида поступило - 110, подтвержденных суицидов – 5. В то же время, по данным Комитета по здравоохранению, совершенных суицидов – 4, но при этом 17 падений с высоты, 9 отравлений и 5 удушений. Детский Уполномоченный считает, что за происшествиями, юридически не признанными как самоубийство, могут скрываться именно они или результаты проявления саморазрушающего поведения.

В исследовании Следственного комитета и СПбГУ психиатры участия не принимали – что для них самих тоже явилось неожиданностью. Как сообщил в беседе с «ПД» научный руководитель отделения терапии психических расстройств пациентов молодого возраста Национального медицинского исследовательского писхоневрологического института им. В. М. Бехтерева, профессор Юрий Попов, количество детских суицидов не уменьшается. «Пик суицидов (взрослых, в первую очередь) пришелся на 1990-е годы – 45-47 случаев на 100 тыс. населения. Сейчас - вдвое меньше, и примерно такова же статистика подростковых суицидов: 28 случаев на 100 тысяч. Однако подростковые самоубийства не исчезают, и в первую очередь в депрессивных регионах, где отсутствуют социальные лифты, а единственный доступный вид развлечений – алкоголь и наркотики. Кроме того, по мнению специалистов, интернет, безусловно, нельзя исключать из списка неких детонаторов, в свое время серьезно поспособствавших взрыву подростковых суицидов.

Это же подтверждают и психиатры, работающие непосредственно «на земле». Так, по данным ЦВЛ «Детская психиатрия», еще до «синих китов» и до приказа о необходимости отслеживать сайты с таким контентом и сообщать об этом в Роскомнадзор специалисты проводили тестирование сайтов на потенциально опасный контент. За два года было выявлено в открытом доступе 434 сайта, призывающих к самоубийству.

По словам участника исследования, доцента СПбГУ Майи Русаковой, необходимой мерой профилактики может быть скрининг несовершеннолетних с целью идентификации группы риска, поскольку дети часто говорят о своих намерениях, пишут об этом в социальных. Специалисты предложили разработать программу профилактики: первичной – для всех несовершеннолетних, вторичной – для групп риска и третичной – для тех, кто уже совершил попытку. Что касается социальных сетей, то при грамотном использовании они могут быть индикатором для выявления опасного поведения.

Кстати, именно этим уже несколько лет вполне успешно занимаются общественная организация «Молодежная служба безопасности» и благотворительный фонд «Твоя территория. РФ». Они не просто находят и совместными усилиями с соцсетями ликвидируют вредоносный контент, но и ведут серьезную психологическую работу с кризисными подростками по обращениям.

По результатам исследования СК РФ и СПбГУ планируется подготовить специальную программу по профилактике саморазрушающего поведения молодых людей. Специалисты надеются, что на этот раз усилия будут объединены в полной мере.

Цифра: 

62,5% попыток суицидов связаны с конфликтами;

27% случаев подростки употребляли психоактивные вещества;

50% и более человек имели психиатрические диагнозы или обращались за помощью к специалистам этого профиля;

70% подростков выказывали свои намерения словами или самоповреждениями.