Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Героический экипаж: командир рейса Ленинград - Москва рассказал, как спасал самолет от террориста

9 декабря в нашей стране отмечался День Героев Отечества. «ПД» поговорил с Вячеславом Янченко, который рассказал, как его экипаж спас пассажиров самолета Ту-104 от смерти

23 апреля 1973 года. Самолет ТУ-104. Обыкновенный рейс Ленинград – Москва. Тогда совершали по 10-12 рейсов в сутки из Ленинграда в столицу. 

В тот злополучный день была хорошая погода, экипаж из шести человек готовился к очередному полету: пообедали, технический персонал осмотрел самолет, до Москвы всего час полета, топлива хватает. Вылететь должны примерно в 14:05. В самолете 115 мест, но в этот раз летели лишь 50 взрослых и один ребенок. 

Самолет взлетел, на высоте примерно 7-8 тысяч метров в кабине экипажа раздается сигнал «Вызывает бортпроводник». Командир корабля Вячеслав Янченко приказал бортмеханику Викентию Грязнову узнать, что произошло. Спустя несколько минут он вернулся и передал командиру конверт.

«Он был не запечатан. На нем корявым почерком было написано: «Командиру корабля на чтение 5 минут». В самом конверте лежало письмо. Четыре тетрадных листа. В начале письма было требование впустить автора в кабину, иначе он взорвет самолет. Дальше он просил выполнить его команду, сменить направление и лететь в Швецию, в Стокгольм», – вспоминает Вячеслав Михайлович. 

Бортмеханик снова вышел в салон самолета сказать, что письмо передано, и заодно проверить обстановку. На тот момент террорист уже стоял у дверей кабины, пытаясь в нее попасть. Со стороны салона его всячески пытался не пустить Грязнов, в кабине дверь держал штурман. Бомбу преступник держал в руках, провода были обвешаны вокруг его рук, а кнопка – буквально на ладони.

Все же командир корабля принял решение садиться обратно в аэропорт Шоссейная (сейчас – Пулково). Чтобы не выдать, что самолет вернулся в Ленинград, пилоты до последнего не выпускали шасси – шум мог привлечь внимание преступника. Выпустили только на высоте 150 метров, но террорист все же услышал щелчок, посмотрел в иллюминатор и понял, что они далеко не в Швеции. В тот момент он взорвал самолет. Одна часть взрывной волны пошла в сторону передней входной двери – вырвала ее и кусок фюзеляжа, а вторая – в салон. В это время все пассажиры находились в самом хвосте самолета, вместе с бортпроводницами, поэтому осколки их не задели.

Из-за повреждения передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Самолет начал было опускать нос, но пилоты с огромным трудом его выровняли. «Самолет все же удалось посадить. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу, так мы проехали еще несколько метров на большой скорости. В носовой части началось задымление. 

Я принял решение срочно всех эвакуировать, но только через передний выход, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолета оказался в семи метрах над землей», – рассказывает Вячеслав Янченко.

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

Возгорание в короткие сроки потушили. Все пассажиры выжили. Погибших было всего двое – террорист и находившийся рядом с ним бортмеханик Викентий Грязнов. 

«Прежде чем покинуть самолет, я осмотрел хвостовую часть, людей там не оказалось. И только по пути обратно я заметил тело нашего бортмеханика Викентия, – вспоминает Янченко. – Он был старше всех нас и, видимо, на правах старшего пошел общаться с террористом». 

Викентию Грязнову посмертно было присуждено звание Героя Советского Союза. Такого же звания удостоился Вячеслав Янченко. Почетные награды получили и остальные члены экипажа.

«Это был очень дружный экипаж. Никогда не было серьезных ссор или недопонимания. Мы дружили семьями, вместе отмечали дни рождения и все важные даты, проводили выходные», Вячеслав Янченко.
Закрыть