Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

120-летие российского автоспорта: в Петербурге вспоминают первые гонки

В Петербурге продолжает работу Генеральная ассамблея Международной автомобильной федерации. Наш город выбран для ее проведения не случайно, ведь в нем 120 лет назад зародился отечественный автоспорт

Родиной автомобильного спорта в  нашей стране, как и почти всех остальных видов спорта, по праву считается Санкт-Петербург. В те времена, когда наш город был столицей Российской империи, он был центром всего нового, быстро становившегося модным и популярным.

ПЕРВАЯ ГОНОЧНАЯ ТРАССА

В этом году российский автоспорт отмечает 120-летие. За точку отсчета его богатой истории считают первую в нашей стране «гонку моторов», прошедшую на Волхонском шоссе в 1898 г. Почему местом первого соревнования стала именно эта дорога, соединяющая Александровскую, расположенную в современном Пушкинском районе, и Стрельну?

Как рассказал корреспонденту «ПД» историк спорта Юрий Лукосяк, произошло это неслучайно: «К моменту проведения первой «гонки моторов», как тогда ее называли, Волхонское шоссе уже давно облюбовали велосипедисты для своих гонок. Одним из центров спортивной жизни до революции было Царское Село, в нем был организован в 1883 г. Царскосельский кружок велосипедистов, в котором вскоре стали развивать и другие виды спорта». Популярность велоспорта стремительно росла.

«В 1893 г. было основано Стрельнинское общество велосипедистов-любителей, а в 1895 г. открыт Стрельнинский циклодром, как в те годы называли велотрек. Современный адрес Стрельнинского циклодрома: Нижняя колония, 24, у перекрестка с Волхонским шоссе. Когда проходили велогонки из Царского Села, то как раз на циклодроме спортсмены финишировали или разворачивались», – рассказал исследователь спорта.

В конце ХIX в. спортсмены легко и охотно осваивали новые виды спорта. Например, легкоатлеты начинали играть в футбол и хоккей, а велогонщики стремительно переключались на мотоциклы, затем садились за руль автомобиля, а когда появились аэропланы, то начинали покорять небо. Такой путь прошли самый первый русский летчик Михаил Ефимов, знаменитый Сергей Уточкин и другие пионеры авиации.


СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Двадцать третьего октября (11 октября по старому стилю) 1898 г. на старт вышли шесть спортсменов на трициклетах, все они были марки «Клеман» французского производства. Трехколесные машины с моторами мощностью 1,75 лошадиной силы можно было приводить в движение и с помощью педалей. Седьмым участником стал гонщик на четырех колесном автомобиле «Бенц». Организаторы определили, что вес транспортных средств не должен превышать 6 пудов (98,28 кг), но автомобиль, весивший 52 пуда, был допущен вне конкурса.

В этот день выпал снег, и стартовавший первым в 10:08 поручик фон Лоде сошел с дистанции из-за того, что встречная лошадь (а дорогу для гонки не перекрыли), испуганная ревом мотора, развернула сани, трициклет столкнулся с ними и перевернулся. Следующие участники уходили на трассу с интервалом 2 минуты.

У поворота на Стрельну разворачивались и ехали обратно в Александровскую, дистанция составила 39 верст (41,605 км). Лучшее время показал Павел Беляев – 1 час 33 минуты 36 секунд. Как писал тогда журнал «Спорт», первый чемпион среди «мотористов» после финиша рассказал, что на подъемах ему пришлось работать педалями. Россия стала четвертой страной в мире, организовавшей соревнование по автоспорту, после Франции, где в 1894 г. прошла самая первая гонка Париж – Руан, США и Италии, опередив и Великобританию, и родину автомобиля Германию. Павел Беляев в 1902 г. был среди основателей Санкт-Петербургского автомобиль-клуба (СПАК), а затем, в 1905-1912 гг., его председателем. В апреле 1903 г. он был среди создателей Российского автомобильного общества (РАО).

Справка: 27,3 км/ч – средняя скорость победителя первой в России «гонки моторов» Павла Беляева. В 1913 г. Иван Иванов на машине «Руссо-Балт» развил скорость 143,4 км/ч.