Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Тридцать лет в тени: что происходит с арочными фермами Володарского моста

«Петербургский дневник» выяснил, как они там оказались, кому сейчас принадлежат и что планируется с ними делать дальше

Старые фермы Володарского моста на протяжении 30 лет лежат на берегу реки Невы у деревни Новосаратовка. «Петербургский дневник» выяснил, как они там оказались, кому сейчас принадлежат и что планируется с ними делать дальше.

СОВЕТСКОЕ НОУ-ХАУ

Сейчас на территории, где мирно лежит конструкция моста, устраивают фотоссесии, подростки украшают сооружение надписями и рисунками, а летом фермы буквально утопают в зелени. Кажется, они никому не нужны. А ведь в 30-е годы XX века эта конструкция считалась уникальной. Еще бы! Инженеры применяли инновационные по тем меркам методы в строительстве моста.

Вообще, перед специалистами стояла непростая задача: сэкономить металл, поэтому Володарский мост был на тот период первым в Ленинграде железобетонным мостом с пятью арочными пролетами, при возведении которых и применили новейшие технологии.

Для той части моста, которая не разводится, разработали гибкие железобетонные арки с жесткими затяжками – они, кстати, весили около 4 тысяч тонн. Впервые в мировой практике мостостроения в качестве арматуры были применены стальные трубки, заполненные бетоном. Устойчивость арок обеспечивалась их шириной и жесткими полурамами из подвесок и поперечных балок. При этом легкие пологие арки со стрелой подъема 13,5 метра делали конструкцию необычно воздушной.

Длина каждого постоянного пролета достигала 101 метра, а между ними располагался двукрылый металлический разводной пролет с электромеханическим приводом, длина которого –  43,6 метра. Каждое разводное крыло пролета весило 385 тонн.

6 ноября 1936 года Володарский мост наконец открыли для пешеходов и автомобилей. Его назвали в честь революционера под псевдонимом В. Володарский (настоящее имя – Моисеей Маркович Гольдштейн). Памятник ему по сей день стоит у моста.

НЕОБХОДИМАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Как и любой конструкции, в определенный момент мосту потребовался ремонт. В 1970-х годах отремонтировали устаревшие элементы сооружения. В сентябре 1985 года с разводным пролетом столкнулся плавучий док. В результате мост сильно пострадал. 

Специалисты провели исследование сооружения, в некоторых местах нашли трещины и разломы, выявили прогиб пролетных строений до 30 сантиметров, а электромеханический привод, по мнению экспертов, устарел и пришел в негодность. Необходимо было и расширение проезжей части. 

Решение нашли в реконструкции моста, которую провели в 1986 году. На время ремонта ниже по течению организовали временный автобусно-пешеходный мост. При этом разводной пролет его не поднимался, а сдвигался горизонтально в направлении правого берега. 


ОТДАЛИ В ХОРОШИЕ РУКИ

Во время реконструкции мост и лишился своих ферм. Для расширения сооружения нужно было демонтировать арочные пролеты. Чтобы перенести такую тяжелую конструкцию, к мосту подогнали понтоны и переправили в деревню Новосаратовка Ленинградской области.

По словам директора некоммерческого партнерства «Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Петербурга» («Дормост») Кирилла Иванова, у советских инженеров просто не поднялась рука, чтобы утилизировать арки.

«Арочный пролет – это несущая конструкция моста, которую инженеры решили демонтировать в силу того, что сам мост уже не отвечал техническим требованиям того времени, и арки, как часть сооружения, были демонтированы по этой же причине. Здесь нет ничего криминального. Просто у советских инженеров не поднялась рука, чтобы утилизировать конструкции», – комментирует ситуацию Кирилл Иванов.

Многие задаются вопросом: почему для хранения ферм выбрали деревню Новосаратовка? По мнению эксперта, здесь тоже нет никакой тайны.

«Вообще, для советского строителя, инженера было важно сохранить любую деталь или конструкцию. По поводу места, думаю, что выбрали то, которое нашли. Ну не на Дворцовой площади же размещать фермы?» – задается вопросом Кирилл Иванов.

Новый мост после реконструкции горожане увидели в 1993 году. Все это время арки, которые лежат на территории деревни по сей день, находились в собственности Петербурга. Только в 2017 году город решил продать сооружения со стартовой ценой в 1 рубль. По результатам торгов, проведенных в том же году, победителем стал житель Новосаратовки Андрей Горбань, который приобрел конструкции за 100 тысяч рублей. 

Новый владелец планирует сохранить фермы и создать там либо спортивную площадку, либо яхт-клуб.

«Мы начали проектирование яхт-клуба, совмещенного со спортивной площадкой. К сожалению, пока все остается на этой стадии, так как нам не найти инвестора. Возможно, следующий год будет более благоприятен для инвесторов и они появятся, – комментирует ситуацию Андрей Горбань. – Я ничего не забросил, постоянно нахожусь в контакте с местной администрацией. Фермы мы огородили забором. Правда, постоянно их поправляем, так как любопытные горожане часто заглядывают, чтобы посмотреть на них».

Закрыть