Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: о хорошем отношении к собакам и книгам

О Латинской Америке можно рассказывать бесконечно. К тому же есть многочисленные и очень обстоятельные путеводители. Поэтому остановлюсь на некоторых весьма интересных акцентах жизни в этих странах, на которые я обратила внимание
Фото: «Петербургский дневник»

Это четыре сюжета. Собаки. Книги. Танго. Страстная неделя.

Такого количества собак, как в городах этого континента, я не видела нигде. Причем это и домашние питомцы, и по нашим понятиям бездомные псы. Но там это полноправные жители городов. Так, в Буэнос-Айресе можно увидеть бесчисленное количество важно вышагивающих вместе со своими поводырями собак самых различных пород. Там весьма популярна профессия прогульщика собак. В руках таких прогульщиков бывает до пяти поводков. Бездомные собаки тоже есть. И к ним относятся весьма благосклонно.

Но самое большое количество псов, причем уличных, не имеющих постоянных хозяев, – в столице Чили, Сантьяго. Не знаю, как их там считали, но когда я там была несколько лет назад, утверждалось, что их чуть ли не миллион. Ведут они себя весьма прилично, я специально интересовалась, не было ли нападений бездомных собак на людей, и мне сказали, что практически такого не бывает. Ибо и собаки, и горожане взаимно вежливы.

Весьма уважительное отношение к собакам я видела на военном параде в Сантьяго, проводимом в честь независимости страны. За стройными рядами военных и техники бежали несколько собак, их не прогоняли, а когда начались выступления, эти собаки вплотную подошли к главнокомандующему парадом и улеглись у его ног. Никто их не прогнал... Точно такую же картину я наблюдала и в городе Кордова в Аргентине, когда во время праздничных мероприятий мэр города вынуждена была приостановить свое выступление, потому что залаяла собака. Она несколько раз тявкнула, а потом улеглась у трибуны. Только потом мэр продолжила свое выступление.

Что еще меня поразило в Латинской Америке, так это любовь к чтению, к книгам. Например, в Аргентине множество очень хорошо оборудованных книжных магазинов. Один из них даже находится в очень красивом старинном бывшем здании театра. Книги и различные службы, кафе находятся в партере, в бельэтаже, на ярусах. Интересно, что в магазины на обед, а то и на сиесту приходят много молодых клерков. Они там наскоро перекусывают, берут на просмотр книги, а потом отдыхают, дремлют на мягких бархатных сиденьях.

В Чили в Сантьяго меня поразило количество магазинов старой книги. Это, как правило, двухэтажные железные ангары, разделенные на отсеки. В один такой ангар я ходила. Он находится относительно недалеко от центра, от Ла Монеды – президентского дворца. Этот ангар знаменит тем, что там находится очень интересный магазин. Оказывается, Аугусто Пиночет был большой книгочей и любил копаться в старых книгах. В этом ангаре магазином старой книги владел его друг. Когда Пиночет стал править страной, он предложил своему другу стать министром культуры, но тот отказался.

Нельзя не вспомнить о символе Аргентины – танго. Самый пик тангосумасшествия – вторая половина августа. В Буэнос-Айресе начинается фестиваль танго, его танцуют везде. Можно увидеть, как из любого ресторана выходят пары и танцуют. Особенно знаменит своими танго-ресторанами квартал Бока. А в центре есть так называемые тангодромы, где танго танцуют сотни пар, если не тысячи. На одном таком мероприятии я побывала, но станцевать этот танец не рискнула. Кстати, на этих площадках танцуют все, никто не стоит в одиночестве. И пригласить тебя может любой мужчина... Тогда я кстати вспомнила, как училась танцевать танго в конце 1950-х в кружке бальных танцев нашей школы. Вообще говоря, в ту пору танго, а также фокстрот не очень поощрялись. Может быть, потому что во время танца можно было крепко обнять даму за талию.

Кстати, о том, как учился танцевать танго, писал в своих воспоминаниях Александр Житинский – «Типичный представитель» в 1990 году в журнале «Звезда». Но в нашей школе танго мы осваивали, танцевали па и даже знали некоторые эксклюзивные фигуры. А их в танце очень много, и танцующие в Аргентине их хорошо знают...

И последний символ, который очень тесно связан с Испанией. Это страстная неделя, которая проходит в дни католических Пасхальных торжеств – в марте или апреле. Наиболее красочная неделя – в городе Папаян в Колумбии. Во многом она перекликается с такими же мероприятиями в Испании. Шествия, представления, потрясающие оркестры, дети, светская и церковная власть... О том, что такое вообще страстная неделя, я, может быть, расскажу на примере Испании... Но это потом.

В общем, Латинская Америка – это потрясающая смесь природных красот и культурных традиций. С тех пор, как я впервые там побывала, мне все время хочется туда вернуться...