Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Танец – это оружие: на экранах «Суспирия» Луки Гуаданьино

Один из участников Венецианского кинофестиваля – 2018, который способен удивить, очаровать и ужаснуть

В российский прокат выходит одна из самых долгожданных и ожидаемых авторских картин 2018 года – ремейк бессмертной классики Дарио Ардженто, который досталось снимать одному из самых самобытных итальянских постановщиков современности Луке Гуаданьино. Подробнее – в рецензии «Петербургского дневника».

Танец с ведьмами

На календаре – осень 1977 года. Знаменитая берлинская стена все еще разделяет жителей прекрасного немецкого города, но уже по чуть-чуть дает трещины. Где-то неподалеку орудуют террористы из «Фракции Красной Армии», взрывы и человеческие жертвы становятся обычным явлением. Впрочем, это не мешает молодой уроженке штата Огайо Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон) приехать в Берлин для поступления в одну из самых авторитетных танцевальных академий в мире.

Сьюзи смело переступает порог театра Хелены Маркос, где главной скрипкой является загадочная мадам Блан (Тильда Суинтон), которую привлекает необузданный танец новенькой. Сьюзи берут в академию без промедлений. Более того, даже комната для ученицы освобождается в тот же день. Дело в том, что одна из старожилов театра (Хлоя Мориц) решила из него сбежать. Одни винят во всем ее неравнодушие к террористическому движению, другие судачат о том, что девушка испугалась каких-то там ведьм.

Тренировки под руководством Блан становятся все изнурительнее, каждый день Сьюзи чувствует, что начинает сходить с ума. Ее мучают кошмары, она теряется в догадках о том, что действительно происходит. Разобраться в мистических тайнах ей помогает новая подруга – Сара (Миа Гот). Вместе девушки быстро понимают, что каждый танец для них может стать последним.

Ожидание и реальность

Для критиков и настоящих фанатов фильмов ужасов «Суспирия» гения жанра Дарио Ардженто, вышедшая в 1977 году, до сих пор является одним из самых страшных, интригующих и эстетичных картин в истории кино. Началось все с произведения Томаса де Квинси «Зловещее дыхание», которую Ардженто переработал, повинуясь так называемому жанру «джалло» – прародителю всех слэшеров современности. Замечательный режиссер и хорошая литературная основа положили начало целой волне джалло-фильмов, возведя «Суспирию» в ранг культового кино.

Лука Гуаданьино просто не мог отказаться от предложения поработать со столь мощным первоисточником. Гуаданьино весьма неплохо заявил о себе в 2015 году картиной «Большой всплеск», в которой снялись все те же Тильда Суинтон и Дакота Джонсон, но основной успех к итальянцу пришел в минувшем году после выхода драмы «Назови меня своим именем», в которой изумительно отработали Тимоти Шаламе и Арми Хаммер. «Назови меня…» пошумело на «Оскаре» и теперь к Гуаданьино прикованы взгляды специалистов в области кино со всего мира, да и новый проект обещал быть особенным.

Больше всего пугало, что именно Гуаданьино захочет изменить в произведении Ардженто. Как выяснилось, практически все. В новой «Суспирии» остается только сюжетная канва: американка приехала в Германию – на этом все. Сама Суинтон, представляя фильм в Венеции, предложила считать его не ремейком классики, а ребутом – перезапуском всем известной истории, но под новым углом. Получилось весьма специфично, но все равно сильно.

О женщинах

В той же Венеции Гуаданьино заявил, что Ардженто его «Суспирию» отсмотрел и дал проекту зеленый свет. Более того, Дарио даже выступил продюсером фильма, что должно было развеять все страхи и сомнения фанатов. Не смутило Ардженто и полное отсутствие мужских персонажей, которые в его картине играли пусть и не главную, но ощутимую роль.

Весь актерский состав «Суспирии» Гуаданьино состоит из женщин. Если верить титрам, то на экране появилось около 40 персонажей. Важно отметить, что в фильме снялась Джессика Харпер, которая в «Суспирии» 1977 года исполняла роль главной героини. Теперь ее место заняла Дакота Джонсон, печально известная по трилогии «50 оттенков серого», но к своей роли в фильме Гуаданьино исполнительница готовилась с куда большим усердием, два года обучаясь балету.

Тильда Суинтон, в свою очередь, играет у Гуаданьино уже в пятом фильме. В «Суспирии» ей досталось сыграть сразу несколько персонажей. Самым любопытным стал доктор Джозеф Клемперер, которого исполнил некий Лутц Эберсдорф. Как оказалось позже, это также была Суинтон, что еще раз показало потенциал великой актрисы.

Хаос там и тут

Если сценарий фильмов Ардженто и Гуаданьино отличается на восемьдесят процентов, то стилистика, эстетика и колористика этих двух режиссеров расходятся на все сто. Если у Ардженто получился определенного рода комикс, в котором даже город и место были не столь важны, то Гуаданьино снял весьма реальный мир, в котором персонажей откинуло в далекие 1970-е годы, когда на улицах царил хаос. Гуаданьино снял свою «Суспирию» с большим количеством черноты и попросту тьмы. Где Ардженто пытался восхитить яркой вспышкой, Гуаданьино берет сочетанием цвета и музыки.

Кстати, музыку к «Суспирии»-2018 написал сам Том Йорк – вокалист и гитарист британской рок-группы Radiohead. Его голос в сочетании с творящимся на экране превратил «Суспирию» в аудиошедевр. Ничего удивительного, что именно музыкальное сопровождение проекта получило приз на Венецианском кинофестивале.

Стильная музыка и цвета, загоняющие в апатию и уныние. Чем еще отличился Гуаданьино? Смысловым наполнением. Его «Суспирию» можно считать одним из самых умных фильмов года. Остроумные отсылки к оригиналу приветствуются, пусть их и не так много, но почти доскональный разбор и критика военных действий, нацистов, фюрера, лагерей и других ужасов середины минувшего века, замаскированные под хоррор с элементами танца, – полный фурор. Как визуальный, так и эмоциональный.

Важнейшим элементом «Суспирии» становятся танцы, способные забросить нас не только в Салем, где обитали ведьмы, проходили шабаши, пылали костры и варились различные снадобья, а сразу до эпохи античности, где танец и вовсе только зарождался, окрыляя разнообразные мифы тех времен – от вакханок до Саломеи.

В самом конце следует добавить, что в «Суспирии» есть ряд весьма неприятных сцен, которые будут не столько пугать, сколько раздражать эстетически подготовленную публику. Реалистичный грим, приличное количество бутафорской крови и весьма «правдивые» увечья, полученные героями, могут заставить и вовсе закрыть глаза на каких-то отдельных эпизодах. Делается все это не ради шутки, а ради общего замысла, с которым в фильме Гуаданьино каждый должен разобраться сам, ведь получилось настоящее искусство.

«Суспирия» в кино с 29 ноября.

Закрыть