Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

О где же ты, мама: «Братья Систерс» с Хоакином Фениксом и Джейком Джилленхолом

История о том, как маститый французский режиссер экранизировал роман канадского писателя и полностью изменил «классический американский жанр»

На этой неделе в отечественных кинотеатрах стартовали сразу два фильма, которые активно пошумели на минувшем кинофестивале в Венеции. О ремейке нестареющей классики «Суспирия» мы уже рассказывали. Пришло время вестерну Жака Одиара «Братья Систерс», награжденного за лучшую режиссерскую работу года.

В погоне за алхимиком

Бескрайние просторы штата Орегон пару веков назад бороздят охотники за головами братья Систерс – Чарли (Хоакин Феникс) и Элай (Джон Си. Райли). Работают отпетые головорезы на грозного Коммодора (Ругтер Хауэр). Их новое задание – философ и алхимик Херманн Ворм (Риз Ахмед), который разработал секретную формулу, позволяющую буквально грести золото из местных рек руками.

Чарли отправляется в погоню за ученым с огромным удовольствием. Его призвание – убийство, им движет только возможность заработать еще больше. Элай, как оказалось, совсем не такой отъявленный киллер. Согласно своему библейскому имени, он почти святой. Элай хочет мира и спокойствия, он устал постоянно палить из револьверов и бегать по Дикому Западу, но брата герой бросить не может.

Пока братья несутся в сторону Калифорнии, за Вормом следит еще один хитрый делец – детектив Джон Моррис (Джейк Джилленхол), который периодически мнит себе еще и великим писателем. Послушав утопические речи Ворма, Моррис отказывается вести его к Коммодору. Герои объединяются, чтобы вместе награбастать побольше золота и создать свой «идеальный мир». Впрочем, Элай и Чарли явно с подобной позицией не согласны. Четверку протагонистов ждет долгая погоня, из которой не все вернутся домой живыми.

Вестерн 2.0

Сразу скажем, что на Венецианском кинофестивале 2018 года было показано сразу два впечатляющих вестерна. Первый сняли братья Коэны, которые превратили свое повествования в моментами смешной, а моментами лиричный киноальманах. Увы, но новинку от создателей «Большого Лебовски» и «Старикам тут не место» в российском прокате мы не увидим, картину выходит на сервисе Netfliх и на больших экранах практически не появится. Впрочем, Коэны, при всем их таланте и любви к эстетичному балагурству, не смогли превзойти другого участника «вестерновской компании» Венеции, снятого одним из лучших режиссеров современности Жаком Одиаром.

66-летний французский постановщик Одиар буквально завален наградами различной степени могущества и авторитета. У Одиара три «Золотых ветви» Каннского кинофестиваля за «Никому не известный герой», «Пророк» и «Дипан». Да и за «Братьев Систерс» в Венеции таланты режиссера оценили главной наградой. Думается, что для этого фильма она будет не последней.

Саму идею фильма Одиару подсказал американский актер Джин Си. Райли, который несколько лет назад вместе с супругой выкупил права на экранизацию бестселлера канадского писателя Патрика Девитта и присмотрел в этом проекте для себя одну из главных ролей. Одиар согласился с большим удовольствием. Признаться, уже давно складывалось ощущение, что француз у себя на родине успел потоптаться по всем социально-политическим проблемам и душевным терзаниям. Пришло время снимать на «американский земле», что он блестяще и сделал.

Однако Одиар не собирался работать с произведением Девитта по канве романа. Режиссер буквально вломился в сам жанр вестерна, который испокон веков считается «классическим американским» и исковеркал само понимание о бравых ковбоях, о героях Клинта Иствуда и Джона Уэйна, о бесконечных перестрелках на раскаленных жгучим солнцем прериях. «Братья Систерс» - вестерн из будущего, который мы заслужили.

Актеры, музыка и перестрелки

Не мог Одиар работать над своим первым в карьере англоязычным фильмом без поддержки соотечественников, хотя бы по музыкальной стезе. Поэтому в проект был приглашен Алекснадр Деспла, получивший два «Оскара» за фильмы «Отель «Гранд Будапешт» в 2015 году и «Форма воды» в 2017 году. Идеальные лиричные мелодии, которыми Деспла сопроводил приключения героев, стоят отдельного восхищения.

Отличную музыкальную дорожку своими персонажами украсили четыре главных актера. Рутгер Хауэр, как бы высоко он ни маячил в списке участников проекта, лишь приманка для зрителя. 74-летний голландец за весь фильм не сказал ни одного словам, но менее харизматичным от этого не стал. Другое дело Чарли, Элай, Ворм и Джон. Вот уж эти ребята в течение двух часов экранного действия наболтали на несколько фильмов вперед.

Джона Си Райли и Хоакина Феникса можно и вовсе назвать одной из лучших экранных пар года, но не в плане романтических настроений, а по части крепких семейных уз, которые не могут прервать никакие невзгоды. Один из них неуверенный в себе увалень, другой – сексуальный, дерзкий алкоголик, но вместе они братья Систерс, о которых знает весь Дикий Запад. Отдельное спасибо следует сказать российским локализаторам, которые не стали дословно переводить название картины. Что-то в стиле «Братья-сестры» звучало бы странно, но в этом и есть великая задумка гения Одиара.

Риз Ахмед после роли злодея в недавнем блокбастере «Веном» теперь совсем нетипично смотрится открытым и гуманным алхимиком, познавшим все тайны жизни к своим весьма молодым годам. Про Джейка Джилленхола и говорить не стоит. Для своей роли он почти месяц работал с лингвистом, который помогал ему изучить стиль речи и манеры интеллигентных ковбоев. Несмотря на столько значительную подготовку для Джилленхола работа в «Братьях Систерс» стала легкой прогулкой, никаких выдающихся задач перед ним Одиар и не ставил.

Долгий путь домой

Так почему же братья-ковбои оказались в произведении Одиара «сестрами». Зачем режиссер захотел уже на бумаге показать всю женственность этих бравых героев? Персонажи в «Братьях Систерс» постоянно плачут, истерят, грустят и в падают в некую апатию. Эмоции носителей шляп с широкими полями точно нельзя назвать ковбойскими, для вестерна в классическом понимании это просто неприемлемо.

Только не подумайте, что «Братья Систерс» слезодавительная драма. Перестрелок в фильме будет предостаточно, они весьма кровавы и не лишены доли откровенного юмора, что тоже не всегда попадало в проекты мастеров жанра Джона Ли Томсона, Джона Хьюстона или Серджио Леоне. Стрельба и убийства у Одиара получаются легко, но ищет он совсем другого.

Профессия охотников за головами по чуть-чуть начинает вымирать, вскоре братья потеряют работу, а значит и средства на пропитание. Они остаются дикарями и каждый раз удивляются тому, что происходит в мире вокруг них – строятся огромные города, в лавке можно приобрести некую зубную щетку и зубной порошок, а воду в туалете можно спускать с помощью нажатия одного рычажка. Для Чарли и Элая это полнейший шок. Даже само понятие золотой лихорадки у Одиара становится другим. Оказывается, что для добывания богатства можно покрутить мозгами, использовать науку, а не бесконечно убивать людей.

Кстати, как метко отмечает один из героев, за убитым ковбоем приходит тот, кто хочет за него мстить, за ним – еще один и так до бесконечности. На такое времяпрепровождение не хватит ни патронов, ни жизни. Поэтому Чарли и Элай в конце своего роуд-муви возвращаются домой, где давно уже нет их отца-пропойцы, испортившего им жизнь, где их ждет не очень симпатичная женщина –мать, готовая их принять с любыми ранами и увечьями. Подобной лиричности можно только удивляться, да и предугадать сюжетные повороты «Братьев Систерс» именно из-за этого почти исторического драматизма абсолютно невозможно.

Пожалуй, «Братья Систерс» точно должны попасть в список лучших фильм 2018 года для любителей авторского кино, которые не чураются свистящих пуль и золотоискателей.

«Братья Систерс» в кино с 29 ноября.

Закрыть