Яндекс.Метрика
  • Екатерина Захарова

«Метрострою» есть что предложить Петербургу

В Петербурге проходит Первый международный форум транспортной инфраструктуры. Среди разработок отечественных компаний на мероприятии были представлены и проекты ОАО «Метрострой»

Подробно о технологиях предприятия рассказал Алексей Ревва, заместитель главного инженера-главный технолог ОАО «Метрострой». По его словам, в области развития транспортной инфраструктуры компании есть что предложить Петербургу сразу по трем направлениям: метростроению, автомобильным тоннелям и подземным пешеходным переходам.

О том, что потребность в этом виде объектов городской инфраструктуры у Петербурга есть, говорилось неоднократно. Однако сооружение таких объектов, как и любое подземное строительство, сопряжено с технологическими сложностями. Необходим перенос инженерных сетей и серьезные изменения в организации движения транспорта. Как пояснил Алексей Ревва, сегодня у «Метростроя» есть способ, позволяющий избежать этих проблем, — комплекс для строительства подземных пешеходных переходов, разработанный специалистами ОАО «Метрострой» и Скуратовского опытно-экспериментального завода (г. Тула).

«До сегодняшнего дня подземные пешеходные переходы в Петербурге строились открытым способом. То есть для строительства необходимо было полностью перекрыть часть дороги. Технологические параметры нашего комплекса дают возможность вести проходку под железнодорожными путями и оживленными транспортными магистралями без остановки движения», — пояснил Алексей Ревва.

Преимущества нового механизма в том, что для его запуска нужны незначительные территории, что крайне важно в условиях плотной городской застройки: стартовый и приемный котлованы для этого механизма имеют размеры 6 на 9 метров. Принцип его действия такой же, как и у других тоннелепроходческих комплексов с грунтопригрузом, что и позволяет работать на небольшой глубине — порядка 10 метров. А вот форма сечения отличается — она прямоугольная, что более рационально использовать для строительства подземных пешеходных переходов. Проходка 70-метрового тоннеля с его помощью займет около месяца.

Эта разработка — не единственный механизм, созданный метростроевцами совместно со специалистами Скуратовского завода. В 2018 году на строительстве Лахтинско-Правобережной линии впервые был применен отечественный комбайн для сооружения вертикальных шахтных стволов. А в ближайшее время приступит к работе и еще один проходческий комплекс, выпущенный тандемом петербуржцев и туляков. Это усовершенствованный аналог любимого метростроителями щита Ясиноватского завода, предназначенный для строительства однопутных перегонных тоннелей.

«Кроме того, на сегодняшний день совместно с институтом «Ленметрогипротранс» прорабатывается проект кольцевой линии метрополитена с использованием испанской технологии, которая подразумевает сооружение тоннеля диаметром 12,8 метра. Пути в нем будут располагаться в два ряда – уже знакомый для Петербурга двухпутный тоннель, а в районе станции пути зайдут друг на друга, образовав два яруса станции. По мере необходимости мы сможем увеличивать количество станций, и это не затребует большого количества времени, сил и средств, — рассказал Алексей Ревва. — Кроме того, этот метод - наиболее щадящий для района исторической застройки, через который должна проходить кольцевая линия метрополитена. Технология, заимствованная у Барселоны, не требует сооружения традиционных подземных станционных комплексов, что уменьшает риск проседания дневной поверхности».

Не менее важен и тот факт, что проходка двухъярусного тоннеля более экономична. Количество подземных выработок, а вместе с этим сроки строительства и сама его стоимость значительно сокращаются.

Также «Метрострой» совместно с проектной организацией «Метрогипротранс» готов предложить Петербургу технологию строительства Среднеохтинского тоннеля. По проекту компании предусмотрена проходка двух тоннелей длиной 2200 метров и диаметром 10,3 метра в створе Пискаревского проспекта, на глубине девять метров от дна Невы. Выполнять работы предполагается щитом «Надежда». Эта подземная переправа должна обеспечить круглосуточный доступ к кольцевой автодороге из центра Петербурга.

Существует также вариант наведения моста через Неву, но в этой части города сделать ее можно только разводной, что нарушит саму идею непрерывности сообщения. Кроме того, при строительстве моста движение по набережным придется перекрывать на длительный срок, а сооружение тоннеля этого не потребует. Однако окончательного решения город еще не принял.

Закрыть