Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

Автор пьесы «Человек из Подольска» рассказал, как добрался до петербургской сцены

В ноябре в двух петербургских театрах состоятся премьеры пьесы «Человек из Подольска». «ПД» поговорил с ее автором Дмитрием Даниловым, известным не только как драматург, но и прозаик, поэт и большой любитель футбола

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ – КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ 

- В ноябре у вас много премьер: в Петербурге, Новосибирске... Вы помните, сколько сейчас вообще существует спектаклей по вашим пьесам? 

- Если честно, я записываю. У меня есть такой специальный файлик… На самом деле их не так уж и много. Чуть больше десяти. Но на конец года намечено несколько премьер, так что спектаклей будет около пятнадцати. Но есть современные драматурги, у которых в ста театрах идут пьесы. У меня по сравнению с ними скромные результаты… 

- Из этого многообразия было что-то, что вас действительно удивило?

- Мой самый любимый спектакль – режиссера Михаила Угарова в «Театре.doc» (режиссер умер 1 апреля 2018 года – прим. ред.). Это самая первая постановка пьесы, и она всегда будет стоять особняком. Там какие-то удивительные режиссерские решения… Ну и потом это первая постановка, как первая любовь… Еще мне нравится, как Марина Брусникина сделала в театре «Практика» спектакль одновременно по двум пьесам «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» - тоже очень сильное впечатление произвело. Я видел еще несколько, каждая мне по-своему нравится. А вот таких постановок, какие меня бы расстроили, не было.

- Спокойно принимаете режиссерские интерпретации? 

- Да, мне даже нравится, когда режиссер вносит что-то свое, придает тексту дополнительный объем своими решениями. Но, конечно, хочется избежать при этом какого-то обессмысливания, а оно тоже может быть.

В ТЕАТРЕ ЕСТЬ «ДВИЖУХА» 

- Вы долгое время писали книги, были известны как прозаик. Как получилось, что вы стали драматургом? 

- Меня сюда привело желание освоить какое-то новое пространство. Для меня это новая территория. Я понимал, что современный театр – интересная сфера, большой мир, где кипит жизнь. Здесь такая, что называется модным словом, «движуха». Поэтому мне давно хотелось для театра что-то написать. Хотя я сам человек не театральный. Долгие годы вообще в театр не ходил. Но это отношение со временем изменилось. Первую пьесу я сочинял очень долго, а вторая родилась, наоборот, быстро. А теперь у меня уже три пьесы…

- Освоились в этом мире? 

- В какой-то степени да, но я не считаю себя исключительно драматургом. Я пишу драматургию, стихи, прозу. Это некий единый поток, который все же делится на три части по способу письма, выдумывания… Стихи - это отдельная тема, ее не берем, но вот в прозе у меня сделан акцент на описывание реальных вещей. Берется какой-то кусок реальности и описывается, то есть я ничего не придумываю в прозе. Это не нон-фикшн в привычном понимании, а все же, скорее «фикшн», потому что происходит художественная интерпретация реальности. А драматургия – сфера вымысла. Все три пьесы абсолютно придуманные.

- Ваш Инстаграм, кстати, хорошо рифмуется с вашей городской прозой.

- Да, я давно веду Инстаграм. Конечно, меня сложно сравнить с популярным инстаграм-блогерами – только недавно появился тысячный подписчик. Меня интересует городская повседневная ткань, а не какие-то удивительные пейзажи и достопримечательности. Иногда бывает интересно сфотографировать, как автобус подходит к остановке, как он сияет во тьме, как люди его осаждают... Я не уверен, что это можно назвать проектом, хотя мне свойственен проектный подход.

В ПОПЫТКАХ ГРАУНДХОППИНГА 

- Кстати, я большой поклонник проекта, который вы ведете о низовом футболе. 

- Да, блог называется «Попытки граундхоппинга». Если кто не знает, это такое явление по аналогии с бархоппингом, когда люди по барам ходят. Граундхопперы занимаются исследованиями стадионов. Ведут такие специальные листы, там записывают, где побывали, фиксируют количество посещенных арен, пишут об этом отчеты. Это нечто сродни коллекционированию… Все началось с книги «Есть вещи поважнее футбола». Там я в течение одного футбольного сезона описывал игру московского «Динамо» и футбол областного, районного уровня. Когда я ее написал, почувствовал, что мне хочется тему низового футбола продолжить. Вот я и веду блог. Кстати, в Петербурге я собираюсь пойти на матч второго дивизиона. Играет «Ленинградец» и «Коломна». В таком футболе есть очарование искренности и какой-то правды. Вот что мне интересно. Кстати, я не люблю слово хобби. У меня сразу перед внутренним взором возникает образ из книги «Золотой теленок». Там был такой персонаж - Птибурдуков. Он занимался на досуге выпиливанием маленьких моделей деревенских туалетов. Поэтому слово «хобби» мне бы в данном случае не хотелось бы использовать. Это просто один из моих проектов.

- Самый очаровательный стадион, который посетили? 

- Я живу на востоке Москвы. Из окон виден город Люберцы. И мне нравится чемпионат Люберецкого района по футболу. Вот там есть интересные стадионы. Например, замечательный стадион «Электрон» в поселке Красково. Это такой стародачный поселок. И там есть старый советский стадиончик, без пластиковых сидений, весь такой облезлый… но с уютной атмосферой.

- О'кей, а когда «Динамо» станет чемпионом России? 

- Когда-то станет, конечно…. Мы надеемся. Настоящие болельщики уже даже находят какой-то вкус в этих сплошных поражениях. Особый кайф, что ли...

ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ СТАРЫЙ ПРИЕМ 

- Экспериментировать дальше будете? 

- Новых идей и особой техники у меня пока нет. Посмотрим. Может, появятся. Вот, например, у меня есть книга «Сидеть и смотреть», которую я написал с помощью стилуса на смартфоне. Интересный прием. Но эксплуатировать его дальше у меня желания нет. Поэтому сейчас я сконцентрировался на работе для театра.

- Скажите, приход в драматургию изменил вашу жизнь? 

- Да, изменил сильно, с внешней стороны… Так получилось, что уже за первую пьесу я получил «Золотую маску». И тогда все поменялось. Уровень интереса повысился, пошли постановки, поездки. Да и внутренне тоже что-то изменилось… Кто-то говорит, что ему премии не важны, но я не буду лукавить, для меня они как раз имеют значение. Получить премию приятно. Я очень благодарен жюри «Золотой маски», и рад, что все так в итоге получилось.