Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Аудитор Константин Желудков: «Мы не судья Дредд и не выбираем, кого проверять»

Один из руководителей Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга объяснил, как выбираются объекты для проверок
Константин Желудков рассказал о тонкостях работы аудитора Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Новости о проверках КСП набирают много просмотров, но для некоторых горожан эта аббревиатура до сих пор звучит загадочно. Чем занимается Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга?

– Наша основная задача – контроль за исполнением бюджетного законодательства. Если в двух словах, то мы следим за тем, чтобы деньги из казны расходовались по закону и шли на дело.

Раньше Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга входила в состав городского Законодательного собрания, но с 1 января 2012 года КСП работает как самостоятельный орган для проведения независимого финансового контроля. Хотя перед словом «контроль» все равно остается приставка «парламентский»: мы обязаны отчитываться перед народными избранниками.

– Санкт-Петербург – город с огромными финансовыми потоками. Реально ли все отследить? Какой в КСП штат?

– Реально. У нас работают около 110 сотрудников. И они вполне справляются с нагрузкой.

Я учился в Академии имени Можайского и люблю проводить параллели с военной тематикой. В Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга есть штаб с аналитиками, есть тыловое обеспечение, есть те, кто на передовой... Система гармонична и работает устойчиво.

КАК СТОМАТОЛОГИ

– Работа аудитора интересная, сложная, нервная?

– Ну... Представьте, что вы идете в поликлинику на осмотр или на диспансеризацию. Есть две категории врачей – «приятные» и «неприятные». Последние – это, например, стоматологи. Так вот, мы относимся к категории «неприятных» врачей. Любой наш визит, как и посещение зубного, вызывает мало положительных эмоций...

Но мы сразу предупреждаем: мы не варвары и не опричники. Наоборот, для качественной проверки финансовой дисциплины требуется вежливый, конструктивный диалог.

– В чем заключаются обязанности аудитора?

– Для проверки каждого объекта у нас формируется своя комиссия. Есть начальник, есть его заместитель, есть ревизоры.

Сотрудники проводят выездные мероприятия, запрашивают документы, изучают их. Потом начальник инспекции составляет акт. Проверяемой стороне дается 10 дней на то, чтобы выразить свои возражения. Это один из наших основных постулатов: Контрольно-счетная палата работает в тесном взаимодействии с объектами своих проверок. Право донести свое мнение есть у всех.

Одна из главных задач аудитора как раз в том, чтобы проанализировать все заключения и возражения и на их основе подготовить отчет. Это итоговый документ, который утверждается на коллегии и отправляется в соответствующие органы: в прокуратуру, администрацию губернатора, парламент, Главное управление МВД по городу и области... Все зависит от конкретного случая. 

НЕ СУДЬЯ ДРЕДД

– Как КСП решает, кого проверять, а кого – нет?

– Открою вам секрет: Контрольно-счетная палата сама не решает, кого ей проверять. Я работаю в КСП уже 6 лет и ни разу не был инициатором проверки! 

На каждый год у нас есть план проверок. Он формируется в соответствии с предложениями различных органов и структур: прокуратуры, Законодательного собрания, администрации губернатора. Некоторые предложения поступают в рамках проведения оперативных мероприятий или следственных действий. К нам приходят обращения, мы рассматриваем их, составляем план. Все!

Правильно ли, что у КСП нет полномочий по формированию плана? Абсолютно! Аудитор не должен быть судьей Дреддом, который сам определил, сам проверил, сам вынес вердикт. Иначе это – коррупционный фактор.

– Могут ли повлиять на формирование этого плана жители?

– Бывает, нам пишут обращения большие группы жителей. С просьбой, например, проверить какой-нибудь детский садик или поликлинику. Но этот путь ошибочный. Мы не можем реагировать на такие письма. Правильно – это обратиться в прокуратуру или другой компетентный орган. Нужно подключать к делу аудиторов или нет, решат уже там.

«А ГДЕ ПОСАДКИ?»

– Допустим, КСП провела проверку и выявила нарушения на энную сумму. Что происходит дальше?

– Дальше мы передаем эти сведения по назначению. Наша обязанность – провести аудит. На этом миссия КСП заканчивается! Хотя мы, конечно, следим за тем, как развиваются события.

Тут есть один очень тонкий момент. К примеру, мы нашли нарушения, условно говоря, на 50 миллионов рублей. Какое впечатление сложится у обывателя, когда он прочитает об этом новость в СМИ? Что деньги просто украли! И в голове сразу закрутится вопрос: «А где посадки?»

Но так ли это на самом деле? Далеко не всегда. Журналисты иногда не очень корректно излагают данные. Здесь много тонких граней, но распространение информации, к сожалению, порой приобретает лавинообразный поток. Первый источник сообщил, что выявили нарушения, второй уже говорит о каких-то махинациях, а третий и вовсе заявляет о коррупции!

– А как иначе интерпретировать эту информацию? «Нарушения на 50 миллионов рублей»!

– Бюджетное законодательство – вещь непростая. И, увы, не все должностные лица знают его в совершенстве. Некоторые нарушения связаны исключительно с юридической или финансовой безграмотностью. Не обязательно, что с воровством. Хотя корыстный умысел, конечно, тоже встречается.

Я не сторонник того, чтобы на основании наших выводов кого-то карали, наказывали. Самое важное – профилактика бюджетных нарушений. Это как в школе: получил двойку – проведи работу над ошибками и не допускай их впредь! И, знаете, толк от этой работы есть: однотипных нарушений становится меньше.

ОБХОДЧИКИ ПУТЕЙ

– Какие проверки КСП стали, на ваш взгляд, самыми резонансными за последнее время?

– Пожалуй, это аудит деятельности предприятия «Петербургский метрополитен» (нашумевшее дело о строительстве станции метро «Адмиралтейская», во время которого, убеждены в КСП, городской бюджет недосчитался 466 миллионов рублей. – Ред.). Мы бы хотели, чтобы правовую оценку нашим выводам дала прокуратура. Но подземка решила подать на нас в суд. Имела ли право? Имела. Но какой в этом смысл?.. В итоге информационная картина сложилась не в нашу пользу.

В этом случае мы выступили в роли некоего обходчика путей. Представьте, что в мои обязанности входит проверка отрезка с 30-го по 40-й километр. И вот в один из дней я замечаю что-то неладное и докладываю об этом начальнику станции: «36-й километр, такой-то прогон, нашел отсутствие костыля или шпалы».

– Образно.

– Да, и при этом я не могу объяснить, почему этой самой шпалы нет, – сдуло ее ветром или украли. Я лишь констатирую факт. Ведь если на этом участке случится какое-то ЧП, то кто будет виноват? Обходчик!

Так же было и с Петербургским метрополитеном. Мы провели проверку и собрали определенную информацию. Но нас встретили в штыки. Почему так произошло – загадка...

ДОБРАЛИСЬ ДО КРЕСТОВСКОГО

– Расскажите о проверке стадиона «Зенита» на Крестовском острове. Работа наверняка предстоит большая?

– Не то слово! Стадион стоит в плане на 2018 год – на декабрь. Очень сложный объект. Им займется та же комиссия, которая работала с Петербургским метрополитеном. Я уже говорил, что люблю метафоры на военную тематику, поэтому скажу так: эта комиссия – один из наших лучших батальонов, одно из ведущих подразделений. (Смеется.) Опытные люди, которые внимательно следили за возведением арены и знают, что, где и когда на ней происходило. Начиная от свайного поля и заканчивая проблемами, возникавшими при чехарде со сменой генеральных подрядчиков и субподрядчиков...

При этом необходимо отметить: стадион на Крестовском острове – это на самом деле уникальный объект. Самый северный стадион такого типа на всем земном шаре! Одно только поле состоит из 11 тысяч 30-метровых свай. Так что работы впереди много, будем привлекать экспертов. Не хотим, чтобы наше мнение было субъективным. Собираемся дать максимально полную оценку, все решения будут приниматься коллегиально.

– Сколько продлится проверка?

– Трудно ответить. Думаю, только выездные мероприятия будут идти не меньше 3 месяцев.


СПРАВКА

Константин Геннадьевич Желудков родился 5 апреля 1971 года в Челябинске.

Окончил школу с золотой медалью. Также получил золотую медаль по окончании Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (1993). Выпускник Санкт-Петербургского института права (2000) и Санкт-Петербургской академии управления и экономики по специальности «финансы и кредит» (2006).

С 1999-го по 2005 год работал старшим судебным приставом Калининского районного подразделения Управления юстиции, с 2005-го по 2006-й – генеральным директором ОАО «Стадион имени С.М. Кирова». В июле 2006 года стал заместителем председателя Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. С марта по сентябрь 2011 года – глава администрации Петроградского района.

Аудитором Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Константин Желудков был утвержден в конце 2012 года.

КОНКРЕТНО

В обязанности аудитора Константина Желудкова входит координация и организация деятельности инспекций аппарата КСП по следующим направлениям:
– контроль и экспертная оценка доходной части бюджета, использования собственности Санкт-Петербурга; 
– контроль за расходованием средств бюджета на общегосударственные вопросы, охрану окружающей среды, национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
– контроль за расходованием средств бюджета на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство;
– контроль за расходованием средств бюджета на здравоохранение и социальную политику.

НА ЗАМЕТКУ

Какие проверки сейчас проводит Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга:
– 9 октября 2018 года инспекторы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга приступили к проверке финансово-хозяйственной деятельности Дирекции по управлению объектами государственного жилищного фонда, а также ее учредителя – Жилищного комитета. Проверка продлится до 30 ноября; 
– 15 октября Контрольно-счетная палата начала проверять подростково-молодежный центр «Кировский» и администрацию Кировского района (как учредителя центра). Проверка закончится 30 ноября; 
– 29 октября инспекторы КСП приступили к проверке финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Горэлектротранс». Проверка завершится 1 февраля 2019 года; 
– 7 ноября аудиторы начали проверять Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, а также Комитет по здравоохранению (как учредителя центра). Срок окончания проверки – 26 декабря.