Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова, Жанна Шмелева

«Не стоит бросаться на все подряд»: продавцы рассказали правду о «Черной пятнице»

«Петербургский дневник» скептически посмотрел на предложение «пошопиться»

ЖЕРТВЫ СКИДОК 

«Черная пятница! Невероятные скидки!» – зазывают нас торговые центры со всех сторон. В этот день продавцы сулят нам занижение стоимости товаров на 30, 50 и даже 70%.

В этом году аналог американской акции Black Friday обещает стать самым масштабным за всю историю распродаж в России. Стартует он в полночь в четверг и продлится три дня. Помимо интернет-гигантов в ней участвуют все торговые центры Петербурга, даже авиакомпании не остались в стороне…

Как крупные торговые сети готовятся к самой прибыльной ночи, «ПД» рассказал Семен – бывший менеджер закрывшегося в России Media Markt (немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники). Как утверждает наш собеседник, такой принцип сейчас применяется во многих сетевых магазинах.

«За месяц до акции составлялся список участвующих товаров, – говорит Семен. – В первую очередь туда входили залежавшийся товар, витринные образцы, образцы с дефектами, излишний запас – в общем, все то, от чего магазину нужно избавиться. На этот товар обычно делали максимальную скидку. Далее на основную массу товаров немного накидывали цену и уже от нее делали скидку, чтобы показать более высокий процент. На эти товары по факту скидка составляла не более 5-10%, если повезет, а во многих случаях выгоды для клиента вообще не было».

Администратор магазина одной из крупных розничных сетей Александра тоже не стала кривить душой. По ее словам, из заявленных товаров со скидками реально акционных – 20%. «Отчасти скидки реальны и можно что-либо купить выгодно, но не стоит бросаться на все подряд, – комментирует наша собеседница. – Покупателям лучше обратить внимание на особенные ценники – красные, желтые, с зачеркнутой ценой или найти в магазине конкретный отдел, где расположен акционный товар. Большинство магазинов действительно проводят такие акции, скидки – не обман. Но надо иметь в виду, что снижают цены в основном на непопулярный товар и старые коллекции. Самый хороший показатель, что магазин реально снизил цены на товары именно в этот период, это если на каждой вещи указана старая цена и новая. Это значит, что магазин официально оформил акцию». 

ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ 

Однако президент некоммерческого партнерства «Гильдия маркетологов» Игорь Березин утверждает, что скидки все же реальные. «Сейчас у половины россиян смартфоны, в них масса всяких приложений, которые позволяют очень быстро узнавать цены на сопоставимые товары в разных торговых точках. Сейчас это все очень просто узнается, – отметил собеседник "ПД". – Участие в "Черной пятнице" принимают сотни магазинов, торговых сетей, включая ведущие компании, поэтому им нет смысла предпринимать нечестные шаги, которые быстро будут выявлены потребителем и не приведут к желаемому результату. Смысл "Черной пятницы" в том, чтобы потребители сделали покупку, от которой они отказывались, потому что цена была высокой». Другой вопрос, что скидки могут быть недостаточно интересными.

Консультант по потребительскому поведению Арсен Даллакян допускает, что во время «Черной пятницы» какие-то скидки могут быть все же ненастоящими. «Чтобы отличить настоящую скидку от ложной, необходимо следить за ценами, знать рынок, – советует подготовиться эксперт. – Помимо прибыли, на которую дается скидка, есть еще понятие оборачиваемости продукта. Если есть товар, который долго находится на полке, его ликвидность низкая, то продавцы жертвуют маржой, чтобы увеличить оборачиваемость».

КАК ОБОГАТИТЬСЯ 

Это законы рынка, но «Черная пятница» – скорее психология. И нечего на нее идти, если у вас нет четкого плана, советует консультант.

«Первый вопрос, который надо себе задать во время "Черной пятницы": с какой целью вы покупаете товар? Потому что он стал дешевле или потому что товар изначально был нужен? Есть правило – если что-то стало дешевле, нужнее оно от этого не становится, – отмечает Арсен Даллакян. – Второе необходимое правило – помнить цены, фиксировать их и понимать, есть ли вообще скидка. И в-третьих – не вестись на нравственную поблажку. Что это значит? Если сэкономили на чем-то тысячу рублей, значит, можно где-то потратить эту тысячу, – в этом никакого смысла нет. В итоге получится, что вы все равно потратите больше, чем хотели, и это плохо. Сэкономленные деньги нужно амортизировать, откладывать, иначе никакой экономической выгоды от скидок нет». 

СПРАВКА 

«Черная пятница» – большая распродажа, которая уже 50 лет проходит сразу после Дня благодарения в США. Вопреки своему названию, длится она 2, а то и 3 дня. В России первую «Черную пятницу» провели 5 лет назад. 

НАКОНЕЦ 

В Управлении Роспотребнадзора по Петербургу отметили, что многочисленные скидочные акции и распродажи традиционно вызывают высокий интерес у жителей города.

«В суматохе многие покупатели становятся жертвами обмана недобросовестных продавцов, которые не в полной мере доводят до сведения покупателя условия проводимых акций», - признались в ведомстве.

В этом случае стоит помнить, что если вы все же стали жертвой ложной скидки, вы можете вернуть товар в течение 2 недель. Так гласит Закон о защите прав потребителей. Главное, чтобы товарный вид не был нарушен и чтобы товар не входил в категорию невозвратных. Эти правила устанавливает сам магазин.

Закрыть