Яндекс.Метрика
  • Давид Генкин

Вокзалы, которые мы потеряли

12 ноября (по новому стилю) 1853 г. открылся Варшавский вокзал, ныне закрытый. «Петербургский дневник» вспоминает его и другие вокзалы, существовавшие в нашем городе в разные времена

ОТ ГАТЧИНЫ К ВАРШАВЕ 

Кстати, любопытный факт. Этот вокзал мог исчезнуть с карты города гораздо раньше. В конце 30-х годов XX в. появился неожиданный проект: продлить Измайловский проспект и соединить его с Новоизмайловским проспектом. Для этого требовалось снести здание Варшавского вокзала. От идеи отказались из-за ее высокой стоимости.

Варшавский вокзал был построен 165 лет назад по проекту архитектора Ксаверия Скаржинского. Он предназначался для железной дороги, связывающей столицу империи с царской резиденцией в Гатчине. Дорога была открыта 31 октября (по новому стилю 12 ноября) 1853 г.

Здание нового вокзала производило сильное впечатление на петербуржцев и гостей столицы. Созданное в период расцвета петербургской эклектики, оно как бы предвосхищало приближение нового стиля – модерна, в котором красота сочетается с техническими новшествами и функциональной целесообразностью.

С самого начала было понятно, что, преодолев первые 44, 5 км, новая дорога не остановит свой бег. В 1859 г. рельсы «дошли» до Пскова, длина пути составила 273 км. А в 1862 г. дорогу продлили до Варшавы. При этом отдельная ветка магистрали связала Петербург со столицами ряда европейских государств.

К слову, в советский период на протяжении длительного времени Варшавский вокзал имел статус международного. Отсюда отправлялись поезда по маршрутам Ленинград – Варшава и Ленинград – Берлин. В последнем составе были вагоны, следовавшие до западноевропейских городов. Одним из них был Париж.

В годы Первой мировой войны Варшавский вокзал принимал эшелоны с ранеными. Для их отправки в госпитали к платформам проложили ветку от городской трамвайной сети.

Во время Великой Отечественной войны вокзал сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов. Реставрация продолжалась несколько лет, вплоть до 1949 г. В нише на фасаде вокзала тогда установили бронзовую статую Ленина, созданную скульптором Николаем Томским. Любопытный факт.

В начале 1950-х годов возле находящегося по соседству Балтийского вокзала стоял памятник Сталину. Его убрали вскоре после знаменитого XX съезда КПСС. Памятник Ленину пережил «соседа» почти на полвека. В процессе начавшейся весной 2001 г. реконструкции вокзала статую демонтировали, а затем отправили в Университет имени Лесгафта.

История Варшавского вокзала, можно сказать, тогда и закончилась. Все поезда – и дальнего следования, и пригородные – перевели на другие вокзалы. На путях развернули экспозицию Музея железнодорожной техники. Были предложения создать здесь и другие экспозиции, но в конечном итоге здание превратили в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». В 2016 г. коллекцию подвижного состава перевели в Музей железных дорог России.

УЕХАТЬ С ОХТЫ 

Но Варшавский – не единственный в нашем городе канувший в небытие вокзал. Сегодня, наверное, лишь краеведы знают, что был когда-то в Петербурге вокзал под названием Охтинский. 

Первоначально его именовали Ириновским, а железную дорогу, которую он обслуживал, Ириновской. Названия связаны с поселком Ириновка, где была расположена конечная станция. Сам вокзал стоял на берегу Невы, на пересечении нынешней Свердловской набережной и Панфиловой улицы.

Железная дорога проходила по современному Ириновскому пр., Рябовскому шоссе, через платформу Раздельный Пост в сторону поселка Всеволожский (ныне город Всеволожск). Первые поезда пошли здесь в октябре 1892 г.

Дорогу построили по инициативе и во многом на средства барона Павла Корфа. В Ириновке у него было имение, барону принадлежало и расположенное там торфяное месторождение. Однако по новой ветке ходили не только грузовые, но и пассажирские поезда. В 20-е гг. прошлого века Ириновскую дорогу замкнули на Финляндский вокзал. Охтинский вокзал демонтировали, а на месте железнодорожных путей организовали трамвайное движение.

ПУТИ НА КУРОРТ 

Еще один вокзал, которого уже давно нет, Приморский. Располагался он на Новодеревенской наб. (ныне Приморский пр.), чуть западнее известного в городе Строгановского сада, между уже не существующими Улеаборгским и Коломягским пер. В 1893 г. для недавно проложенной Приморской железной дороги построили небольшой деревянный вокзал. К тому времени берег Финского залива в окрестностях Сестрорецка активно осваивался дачниками, но удобного сообщения с Петербургом еще не было. Вблизи вокзала находились популярные в ту пору рестораны – «Славянка» и «Вилла-Родэ». В последнем заведении любил посидеть Григорий Распутин.

По Приморской железной дороге Владимир Ленин, будущий глава советского государства, отправился в последнее в своей жизни подполье. Девятого июля (по новому стилю 22 июля) 1917 г. он, спасаясь от ареста, поздним вечером пришел на вокзал и сел в поезд, следовавший в сторону Сестрорецка.

В середине 1920-х гг. Приморский вокзал разобрали. Пути демонтировали, поезда перевели на Финляндский вокзал. Главной причиной демонтажа вокзала послужило то, что здание сильно пострадало от страшного наводнения 1924 г. Кроме того, товарные линии мешали движению гужевого транспорта.