Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Петр Кретов: «Лучший спорт – борьба. Лучшая борьба – самбо»

Директор по развитию федерации самбо Петербурга рассказал о популярности этого вида борьбы среди петербуржцев
Петр Кретов: «Лучший спорт – борьба. Лучшая борьба – Самбо» Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Советское единоборство самбо празднует свой юбилей – 80 лет. Возраст для человека уже почтенный, но для боевого искусства – это самая настоящая молодость, можно сказать, что вторая. Благодаря успехам самбистов в популярных нынче смешанных единоборствах, программе «Самбо в школы» и активному продвижению этой дисциплины в последние несколько лет число ее адептов в мире и нашей стране неуклонно растет. Международные соревнования бьют рекорды по количеству стран-участниц, а на городские турниры в Петербурге теперь записываются не десятки, а многие сотни самбистов.

О том, почему, живя в России, нужно выбирать именно этот вид, зачем им нужно заниматься детям и чем борьба напоминает острые китайские блюда, рассказал Петр Кретов, мастер спорта по вольной борьбе и самбо, кандидат в мастера спорта по боевому самбо и шахматам, директор по развитию федерации самбо Петербурга, практикующий тренер.

– Из чего состоит самбо?

– Оно создавалось как сверхидея борьбы. Тут есть и дзюдо старой школы, когда там почти не было серьезных ограничений, и вольная борьба, и джиу-джитсу, а также многочисленные разновидности национальных видов борьбы народов бывшего СССР. Коминтерн в свое время пытался создать борьбу для всех стран соцлагеря. Ведь у каждого этноса и национальности был свой вид. Самбо рассматривалось как универсальный вид борьбы в будущем, когда все страны станут коммунистическими, они смогут выставлять по самбо своих борцов.

– Много там приемов?

– Несколько тысяч приемов. Но мастеру достаточно порой знать два-три и выполнять их безукоризненно. Брюс Ли говорил: «Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз». Так и тут. Я пришел из вольной борьбы и владел проходом в ноги и броском через бедро за шею, успешно боролся.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

– И это все? Сегодня арсенал техник пополняется?

– Потом я втянулся, узнал о многочисленных болевых в партере, подсечках, бросках. Меня это многообразие так захватило, что я стал сам преподавать самбо. За последние 8 лет я усиленно просматриваю историю, отличные советские обучающие фильмы и пытаюсь заглядывать в другие виды спорта, как когда-то это было во время основания вида. Вот, например, в бразильском джиу-джитсу много отличных приёмов, туда сегодня кочует боевое направление самбо. Надо все время поглядывать по сторонам. Я так делаю, да и многие хорошие тренеры, уверен, тоже этим занимаются. Например, работа в партере, так как они только там и борются, в БЖЖ действительно находится на высочайшем уровне, и там точно есть чему нам поучиться.

– Сильно современное самбо отличается от советской школы?

– С тренерами советской школы не знаком. Но лично мне кажется, что тогда был в целом более фундаментальный подход с точки зрения медицины, отношения к тренеру, как к авторитету. Тогда если человек был тренером, то его уважали, а зарплаты хватало, чтобы прокормить семью и сконцентрироваться именно на спорте. Сейчас людям нужно разрываться – работать в нескольких местах, а порой и вовсе работать в другой сфере, чтобы выжить. Естественно, это не может не влиять на качество группы спортивного совершенствования, которую наставник ведет в каком-нибудь СДЮШОРе. Но где система выстроена хорошо, там и в нынешних условиях все получается.

– А что касается общего набора техник? Их количество выросло с тех времен?

– Что-то забылось на самом деле, что-то пришло новое, арсенал примерно остался на одном уровне.

– Что сейчас с самбо в Петербурге?

– Самбо, несомненно, становится более массовым. Если раньше на городские соревнования приходило до 100 участников, то сейчас их может быть порой в четыре раза больше. А массовость, как известно, это основа мастерства. Сегодня петербургские борцы стабильно входят в первую пятерку-шестерку по стране в командных соревнованиях. Серьезную конкуренцию составляют Москва, Рязань, Тула.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

– У самбо был шанс стать олимпийским видом спорта, но этого не произошло. Это сильно мешает развитию? У самбо есть олимпийские перспективы?

– Вопрос очень сложный. Недавно даже вольную борьбу хотели исключить из программы. Американцам еле удалось отстоять свой спорт. Возможно, самбо, с точки зрения обывателя, не такой зрелищный вид как дзюдо, которое сейчас больше напоминает шоу, а не конкурентную борьбу. Дзюдо усиленно меняет правила, чтобы люди видели красивые амплитудные броски и эмоции на ковре. В самбо все сложнее. Поэтому его олимпийское будущее находится под большим вопросом. Однако благодаря большей свободе в техниках самбо сегодня более многосторонняя и более эффективная система самообороны.

– Это вообще эффективно на улице?

– Сейчас появляются разнообразные системы вроде крав-мага, которые учат всевозможным хитрым заломам и защитам в прикладных ситуациях. Это может сработать, но только на неподготовленных людях. Серьезному спортсмену это сделать почти невозможно. В любом случае, человек, который постоянно тренируется, гораздо более быстр, силен и гибок, и это дает ему более чем реальные преимущества в драке. Да и вообще, на сильных и здоровых спортсменов редко кто нападает.

– Зачем отдавать своего ребенка на борьбу? Что она в нем разовьет?

– Помимо всестороннего развития тела, при наличии хорошего тренера развиваются морально-волевые качества. Молодой человек учит, когда нужно, а когда не нужно применять силу. В нем появляется некое благородство, когда ты сильнее других, но уважительно относишься к более слабым. Кроме того, дети начинают понимать, что без тяжелой постоянной работы в борьбе, да и в жизни, не получится достичь каких-либо успехов, это очень ценный урок. Если люди его усваивают, то они учатся заставлять себя не только усиленно тренироваться, но и устанавливать серьезные стратегические цели – например, стать чемпионом мира по самбо.

– Чем это лучше остальных видов спорта?

– Бороться в целом приятнее, чем, например, получать по голове на боксе. Да и вообще, борьба очень естественна. Она выходит из природы. Вот если мы посмотрим на котят, медвежат и щенков, то увидим, что они часто именно борются. Да и вообще борьба – это один из древнейших видов спорта. Ее приемы изображены даже на древнеегипетских фресках. У Платона и Аристотеля борьба входила в систему воспитания наравне с музыкой и философией. Максимально развивающий и максимально благородный вид. Своя борьба есть в Китае, Японии, Узбекистане, у молдован и якутов свои виды. У каждого этноса есть своя борьба, и это неспроста. Предположим, какой-нибудь вид мордобоя (ударного вида единоборств, - прим. ред) есть только в нескольких странах, а борьба есть у всех. Очевидно, что борьба подготавливает тело испокон веков к войне и охоте, труду. Тут развиваются все мышцы тела – от икр до рук, а в боксе, например, лишь определённые группы.

– Чем лучше именно самбо?

– Если сравнивать с другими видами борьбы, то недавно я понял основное преимущество самбо – это наш национальный спорт и здесь его преподают лучше, чем где бы то ни было в мире. Достаточно очевидно, что китайскую кухню готовят лучше именно в Китае. Точно так же и с единоборствами. Например, если вы живете в Бразилии, то там вам стоит заниматься джиу-житсу, ведь там огромные традиции и много серьезных мастеров. Так и в России есть целая куча отличных тренеров, которые действительно умеют бороться и знают как этому научить, а не преподают у себя на уроках техники из видеуроков в интернете. Получается, что лучший спорт – это борьба, а лучшая борьба – это самбо.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

– Когда можно начинать заниматься самбо? Сколько уйдет на то, чтобы выполнить норматив мастера спорта?

– Согласно Федеральному закону, начинать заниматься можно с 9-10 лет. Но до этого никто не запрещает обучаться подводящим приемам – как правильно падать, развивать координацию, гибкость спины, силу рук и ног. Это начинают осваивать с 6-7 лет. Однако дальнейшие успехи зависит от типа личности и тренера. Кто-то включается сразу, кто-то вытраливает позже. Бывает, что к 14 годам ребенка уже закормили победами, вся комната заставлена медалями и кубками, но он может уйти из борьбы, так и не получив спортивного звания. Бывает, что тренер дает несколько эффективных техник, но пренебрегает базой. Получается, что ученик выигрывает у сверстников за счет прохода в ноги долгое время, но потом остальные его обгоняют из-за более качественно усвоенной базы. Иногда родители требуют медалей здесь и сейчас, уводят от хорошего тренера ребенка в надежде на награды, это не всегда полезно для самого спортсмена. Самбиста нужно растить долгие годы. Главная задача, чтобы он не сгорел, и ему было, что изучать до 17-18 лет, когда он сможет побороться с опытными взрослыми борцами и выполнить МС.

– Если говорить о программе «Самбо в школы», которые вы курируете. Насколько она эффективна в Петербурге?

– Существует федеральный проект «Самбо в школу» и наш региональный «Самбо в школы». Они отличаются. Например, в Москве и остальной стране программа существует в виде дополнительных уроков физкультуры в принудительном порядке. В Петербурге действуют по-другому – создание спортивных секций при школах, куда дети идут заниматься добровольно. В первом случае на уроках физкультуры дается только демо-версия самбо, где учатся техники, но до самой борьбы дело не доходит. Воспитанники школьно-спортивных клубов занимаются самбо, похожим на настоящее, а затем часто по инерции попадают в СДЮШОры. Сегодня в петербургских школах работает более 100 секций. Формально их насчитывается 146, но качество преподавания не всегда проверишь. В некоторых из них изучают историю самбо или готовятся сдать нормативы ГТО по самбо. Надо сказать, что такие клубы в петербургских школах привели в спорт очень много молодых людей. Я до сих пор не могу отойти от городского соревнования «Живой? Борись!». Оно длилось 12 часов. Потому что в нем участвовало более 400 человек. Самбо становится все популярнее и популярнее. Очень много соревнований переполнены спортсменами, у нас идет очень резкий скачок из-за этой программы. В городе только в восьми СДЮШОРах преподается самбо, в каждом – 40-50 борцов. А теперь есть еще 38-40 серьезных спортивных школ, где тоже тренируются по 40 детей.

– Что касательно травматизма и опасности для детей?

– Если верить статистике, то баскетбол и футбол с травмированными коленками, выбитыми локтями и сломанными пальцами по количеству растяжений и переломов значительно обгоняет самбо. Но нужно понимать, что это контактное единоборство, а не кружок кройки и шитья, поэтому риск травм тут есть. Нельзя также и забывать, что хороший тренер научит падать, а только потом бросать. Если ребенок внимательно слушает учителя, то набирает и мышечный каркас, который защитит его от ударов при падении, и осваивает соответствующую технику.

– Как понять, хороший ли тренер в секции?

– Сейчас есть интернет и отзывы. Всегда можно походить, посмотреть, как выглядят спортсмены в клубе, пообщаться с родителями, чьи дети там занимаются, почувствовать атмосферу на тренировке.

– Если взрослый человек не обладает никаким серьезным опытом в спорте, но хочет поддерживать себя в форме. Есть смысл начинать бороться?

– Конечно. Это намного веселее и приятнее. Можно провести параллель. Вот есть отварная редиска и сычуанская острая курица, то и другое – еда. Можно заниматься монотонным передвижением штанги по спортзалу, это напоминает вареную редиску. А можно бороться – есть сычуанскую курицу, совсем другие эмоции: здесь и победы, и поражения, и освоение новых элементов, прикладных моментов. И главное, что там и там ты утолилил свой голод. В обоих случаях ты станешь подтянутым, крепким и сильным, но в борьбе ты получишь кучу новых знаний, переживаний, окажешься в коллективе единомышленников.

– Можно согнать бока и накачать кубики? Сколько нужно заниматься?

– При определенном рвении, безусловно. Если вам уже за 30, хотите попробовать что-то новое, трёх раз в неделю вполне хватит. Этого достаточно для хорошей нагрузки, и вы будете успевать восстанавливаться. У нас есть люди, которым по 50. Они борются, развиваются, осваивают новые знания. Главное – не ставить их против двадцатилетних, которые не чувствуют боли и готовы переломать себя и других ради победы. Я и сам всегда стараюсь довести возрастным спортсменам, чтобы те относились к занятиям без фанатизма. Люди потихонечку втягиваются и учатся себя контролировать. Становятся более гибкими, скоординированными.

– А что по поводу международной популярности? Сейчас кто-нибудь занимается миссионерством?

– На последних чемпионатах мира участвовало за 90 стран. Это намного больше, чем сравнивать с турнирами по другим национальным видам. Среди неолимпийских видов самбо – один из самых популярных в мире. Самбо не имеет таких серьезных финансов, как олимпийские виды. Тренер тут получает в три раза меньше. Это несправедливо. Даже по этой причине сложно стремиться тягаться по популярности с олимпийскими видами. Тем не менее, у нас есть всемирная федерация, самбо включили во Всемирную универсиаду, во всемирные игры «Спорт-аккорд», Всемирные школьные игры.

– В каких страх самбо популярно?

– Федерации самбо есть и в Японии, и в Америке. Но естественно, советское наследие берет свое. Поэтому сегодня на мировой арене спортивного самбо господствуют белорусы, грузины, болгары. Однако в боевом самбо все становится интереснее: приезжают соревноваться борцы из ММА из Америки, из африканских республик приезжают безбашенные драчуны-негры, которым очень нравится, что можно бить в голову локтями, коленями и головой, чего даже нельзя ММА. Там очень широкий спектр разрешенных действий благодаря защитной экипировке.

Борьба самбо – один из немногих видов спорта, созданный в России и получивший международное признание. «ПД» рассказал историю ее зарождения и развития.

Закрыть