Яндекс.Метрика
  • Илья Крушевский

«Да мы лучше из пластмассы сделаем!»: как спасти памятники Петербурга

Охрану культурного наследия обсудили в Юсуповском дворце 16 ноября

Днем в среду в Конюшенном корпусе на улице Декабристов собрались отечественные и зарубежные специалисты: историки, искусствоведы, архитекторы, культурологи и представители госорганов.

Тема встречи весьма актуальная, учитывая недавние споры, которые разгорелись вокруг нового здания Музея Федора Достоевского, а также «реставрационный вандализм», когда скульптура мастера превращается в поделку с урока по лепке из глины для начинающих, о чем петербуржцы, к сожалению, знают не понаслышке. Например, нимфу с доходного дома Бадаева на улице Жуковского после ремонта горожане окрестили «степной бабой».

Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса появился 100 лет назад. Однако заботиться о культурном наследии в России начали гораздо раньше.

«Императорское археологическое общество не только активно изучало памятники, но даже могло запретить снос или реставрацию здания», – рассказала профессор кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета Марта Полякова.

В наши дни роль гражданского общества только возросла. Так, Экспертно-консультативный общественный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) спас парк в Лефортово от шестиполосной автострады.

«Люди были категорически против, под бульдозеры бросались. Обратились к нам в ЭКОС, и удалось остановить прокладку трассы. Вместо нее сделали тоннель», – поделился президент Российской академии архитектуры Александр Кудрявцев.

Кадровый же состав государственных органов охраны, по словам декана факультета архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Глазунова Наталии Потаповой, «далек от совершенства».

«Если человек приходит в охрану памятников из другой профессии, он начинает что-то понимать только через 5 лет. Специалистов нужно готовить в вузе. У нас есть кафедра охраны и реставрации культурного наследия, – отметила она. – А приучать к сохранению культуры нужно с детского сада. Тогда население будет ценить памятники с их оригинальностью. Как я часто слышу: "Что вы бьетесь за эти плинтусы? Да мы лучше из пластмассы сделаем"».

Затронули участники встречи и финансовый вопрос. Казалось бы, с распадом Советского Союза многие национализированные памятники, будь то усадьбы или дворцы, хоть и потеряли поддержку государства, но стали коммерчески выгодными предприятиями. Однако такая участь коснулась далеко не всех.

«Система охраны памятников в посткоммунистических государствах трансформировалась. Демократии и открытого рынка оказалось недостаточно», – считает Богуслав Шмыгин, декан факультета архитектуры и гражданского строительства Люблинского политехнического университета в Польше.

Выяснилось, что в поисках финансирования все средства хороши. Президент Ассоциации архитекторов по наследию Реми Дезальбр поделился опытом Франции. Там провели лотерею и собрали около 20 миллионов евро на реставрацию.

В России же работает достаточно эффективная программа государственно-частного партнерства. Практикуется и продажа охраняемых зданий «за рубль», но при условии, что покупатель отремонтирует памятник. В противном случае договор расторгается.

«Мы ввели концессии: вложение в реставрацию. Таким образом удалось собрать 300 миллионов рублей», – подчеркнул Евгений Рябинин, начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Круглый стол «Система охраны культурного наследия: история возникновения, актуальные проблемы, перспективы», организованный Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), прошел в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Всего запланировано три мероприятия на 16 и 17 ноября.