Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Борис Эйфман: «Единственное, что может нас сблизить, это искусство»

«Петербургский дневник» поговорил с одним из самых известных балетных хореографов планеты в рамках Международного культурного форума
Борис Эйфман рассказал "ПД" о будущем театре Фото: Дарья Иванов/ «Петербургский дневник»

– Борис Яковлевич, на секции «Балет и танец», которой вы вместе с Николаем Цискаридзе руководите на нынешнем культурном форуме, обсуждали несколько необычную тему: «Балет в эпоху холодной войны». Почему?

– Действительно, когда мы задумывали эту тему для обсуждения, то очень волновались, заинтересует ли она моих коллег, получится ли интересный разговор? Но получилось чудесно. Мы хотели осмыслить понимание истории, понимание ее напряженных периодов. Я не политик, я просто говорю о том, что разногласия между странами, между политиками бывают всегда. Но единственное, что может сблизить – это искусство.

Понимаете, открытие искусства нашей страны меняло представление американцев и европейцев о Советском Союзе. Они узнавали, что, оказывается, это совсем не то место, где бродят медведи и живут дикие люди. Они начинали понимать, что это страна великой культуры и высокого искусства. И, конечно, это не могло не изменить в целом отношения к нашей стране.

– А как вы оцениваете состояние нашей культуры сейчас?

– Наше искусство сегодня является авангардом, интегратором людей и стран. Оно объединяет самых разных людей, разных национальностей, конфессий и воззрений.

– Будущий год объявлен годом театра. А не хотелось бы, чтобы появился год балета?

– Я считаю нынешний год годом балета. Потому что это год 200-летия Мариуса Петипа. И он подтолкнул к тому, чтобы мы отпраздновали его не только как юбилей великого хореографа, но и как год балета. Поэтому в 2018 году было сделано много мероприятий, посвященных нашему виду искусства. И пусть неофициально, но он все-таки стал для нас настоящим годом балета.

– Можно ли сказать, что у нашей страны по-прежнему остаются лидирующие позиции в области балета, как пел когда-то Владимир Высоцкий?

– Вы знаете, лидирующие позиции - это в спорте. Это когда кто выше прыгнул, кто быстрее добежал. Лидирующие позиции в искусстве – это вещь относительная. Но я могу сказать, что действительно наша страна до сих пор пользуется очень высоким авторитетом не только в классическом танце, но и в современном. Тому свидетельство – гастроли нашего театра по всему миру, и их огромный успех.

Сейчас моя труппа уехала в большой европейский тур – Германия, Франция, Бельгия, Голландия, где будет показан балет «Анна Каренина». Недавно мы вернулись из Израиля, где давали балеты «Русский Гамлет» и «Чайковский. PRO et CONTRA». Мне трудно сказать, какой из наших спектаклей пользовался большей популярностью. Думаю, что все они востребованы, зрители нас ждут. Репертуар меняется, но интерес сохраняется.

– Исторически так сложилось, что столицей балета всегда считали Петербург. А как сейчас?

– Сегодня много интересного происходит и в других городах. Поэтому не надо концентрироваться на том, что Петербург является балетной столицей. Я знаю, что наш город является колыбелью русского балета. Но сегодня балет Петербурга, как и весь российский балет, очень разнообразный. В нашем городе работают прекрасные классические труппы, мой театр, современные компании, которые представляют абсолютно новое, авангардное направление. Искусство должно развиваться.

Я считаю, что Николай Максимович Цискаридзе очень позитивно повлиял на развитие сегодняшнего классического балета. И Академия Вагановой сейчас демонстрирует высочайший класс в области классического балета.

Мы создавали Академию танца, которая должна была представлять альтернативное направление. Воспитывать новое поколение артистов, способных соответствовать современному репертуару, с которым они столкнутся, придя в театр. Ведь сегодня там преобладает современное искусство. Но я считаю, что сейчас главное не обострять ситуацию и не впадать в крайности. Должен быть баланс между классическим и современным искусством.

– А как продвигается дело со строительством вашего театра?

– Театр начали строить. Обещают через несколько лет открыть. Будем все надеяться, что последнее обещание сбудется.

– Сейчас вы ставите новый балет. Как продвигается работа?

– Несколько недель назад я закончил постановку комического балета «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса. И я очень надеюсь, что в начале будущего года мы покажем премьеру этого балета, и он откроет наш театр совершенно с неожиданной стороны.

Закрыть