Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Петербуржец требует 20 миллионов рублей от частной клиники за неудачный осмотр

Мужчина чуть не погиб после процедуры колоноскопии
Петербуржец требует 20 миллионов рублей от частной клиники за неудачный осмотр Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Супружеская пара Любовь и Михаил Сурудо решили пройти комплексное медицинское обследование в частной клинике – круглосуточном медицинском и диагностическом центре «Лахта клиника» (учреждение входит в международную группу компаний Global Medical System Clinics and Hospitals). Молодые люди выбрали 36-часовую программу расширенной диагностики в условиях стационара под названием Full check-up, куда входит ряд обследований, в том числе колоноскопия (эндоскопическое исследование внутренней поверхности толстой кишки). Обследование в течение 2 дней сначала прошла Любовь и осталась вполне довольна, затем к врачам отправился 31-летний Михаил.

«Доверились врачам» 

28 сентября под общим наркозом ему сделали процедуру колоноскопии – обследование кишечника. После этого мужчина почувствовал неприятные ощущения в животе, пожаловался врачам. Те сказали, что после такого обследования это нормально и скоро пройдет. Михаил пообедал и отправился домой. Однако с каждой минутой ему становилось все хуже, боль стала нестерпимой, поднялась температура. Поздно вечером жена вызвала скорую помощь, и уже через час Михаил лежал на операционном столе в Институте скорой помощи имени И.И. Джанелидзе.

Супруги искренне благодарны врачам скорой помощи, оперативно поставившим предварительный диагноз, и хирургам НИИ Джанелидзе – они фактически спасли мужчину. Еще бы несколько часов, и ситуация была бы весьма трагической.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Как рассказывают супруги, экстренная операция длилась 6 часов. Сухой язык медицинских документов (выписного эпикриза) говорит об этом так: «Поступил с диагнозом "Перфорация сигмовидной кишки. Разлитой перитонит… Выявлено: разрыв серозно-мышечного слоя нисходящей ободочной кишки, гемоперитонеум 400 мл. Гематома брыжейки нисходящей ободочной кишки. Ишемия и некроз участка нисходящей ободочной кишки"». Если перевести, то пациенту повредили кишку, в результате чего в брюшную полость вылилось почти пол-литра крови. Мужчине удалили 10 сантиметров кишечника, поставили колостому. Теперь ему надо несколько месяцев ходить в специальном корсете, соблюдать жесточайшую диету, не поднимать тяжести больше 5 килограммов, а через 3 месяца снова ложиться в больницу – на повторную операцию по восстановлению непрерывности кишечника.

«Я пришел в клинику здоровым человеком, а ушел инвалидом. Если бы я знал, что манипуляция колоноскопии может быть настолько травматична, то я бы от нее отказался, тем более что никакой необходимости ее проводить не было. Мне знакомые врачи потом сказали, что ее делают в основном либо по показаниям, либо людям за 40 лет. Однако меня не предупредили об этом, а также о возможных последствиях. Врач-эндоскопист лишь пожала плечами, когда выяснилось, что жалоб у меня нет, и колоноскопию под наркозом я делаю в рамках общего обследования. Мы считаем, что врачи включили эту манипуляцию специально, чтобы стоимость обследования была максимальной», – говорит Михаил Сурудо.

На вопрос, как же он подписывал важный документ под названием «Информированное согласие», в котором значилась и колоноскопия, Михаил отвечает, что не знал о тонкостях этого метода и о том, что делать ее в принципе не обязательно.

«Мы доверяли врачам», – говорят Любовь и Михаил.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Супруги утверждают, что клиника признает свою вину и в качестве компенсации якобы даже предложила им 1 миллион рублей через своего юриста. Однако пострадавших эта сумма не устраивает, они собираются обращаться в суд и полицию.

«Миллион рублей не устраивает однозначно. Дело в том, что они предложили размер компенсации, исходя из общепринятой практики. Но ситуация меняется, сейчас суммы компенсаций растут. Михаил – директор и хозяин собственной строительной фирмы. Сейчас из-за болезни он не может полноценно работать, следовательно, он несет убытки. Кроме того, очевиден моральный вред. Мы оцениваем ущерб в 20 миллионов рублей, так как человек очень сильно пострадал, плюс сумма потерь. Кроме того, мы ожидаем правовой оценки от правоохранительных органов по статье 238 УК "выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", а также по статье 293 "халатность". У потребителя должно быть право на полную информацию о той услуге, которую ему оказывают», – прокомментировал адвокат пострадавшей семьи Константин Галкин.

Клиника вины не отрицает 

В медицинском учреждении отметили, что клиенты не могли не знать, на что они идут. «Супруги Сурудо действительно изъявили желание пройти у нас комплексное обследование. Им были предложены разные варианты, они остановились на варианте Full check-up, куда входит и колоноскопия. Об этом пациенты знали заранее, их подписи стоят и в документе о добровольном информированном согласии. Кроме того, они готовились к этой манипуляции, так как она требует подготовки: диеты, приема определенных препаратов и т.д. Сначала колоноскопию прошла Любовь, через пару дней – Михаил. Таким образом, оба супруга не могли не знать, что за обследование будет производиться», – рассказала директор по маркетингу Александра Николаева.

Представитель клиники говорит, что медучреждению не было никакого резона дополнительно включать колоноскопию в набор обследований – хотя бы просто потому, что за профосмотр супруги не платили: по взаимной договоренности с клиникой, все услуги производились на основе бартера. Теоретически медикам было бы выгоднее эту манипуляцию и вовсе не производить, но пациенты предпочли полный комплекс услуг. 

При этом в «Лахте клинике» не отрицают, что произошел несчастный случай.

«Вероятнее всего, это осложнение после колоноскопии. Мы это знаем, не снимаем с себя ответственности, предлагали и предлагаем и сейчас взять материальные расходы на себя, предлагаем любую другую помощь. Наш главный врач также принес свои извинения. Но все же существует разница между медицинским осложнением в результате инвазивной манипуляции и халатностью. Последнее мы отрицаем. Было проведено тщательное расследование, нам самим было важно понять, что произошло. Мы также оценили действия врача-эндоскописта, она также очень переживает. Мы готовы нести ответственность и помочь пострадавшему пациенту. Но их требования о выплате 20 миллионов невыполнимы», – добавила Александра Николаева.

Третье мнение 

Между тем врачи утверждают, что колоноскопия – процедура инвазивная, что подразумевает достаточное вмешательство в организм. Однако ее делают практически всем и везде и возраст не является препятствием. 

«Во всем мире колоноскопия включена в скрининг колоректального рака и делается не только по показаниям, но и абсолютно клинически здоровым людям и даже детям, в том числе и для того, чтобы предупредить онкологические заболевания. У нас, к сожалению, очень много сейчас колоректального рака, – прокомментировала ситуацию заведующая отделением клинической эндоскопии Мариинской больницы, эксперт Комитета здравоохранения по вопросам эндоскопии Мария Антипова. – Надо понимать, что каждая операция, каждое инвазивное вмешательство имеет свои закономерные осложнения и частоту этих осложнений. Например, по статистике, на 1000 колоноскопий приходится одна перфорация».

Мария Антипова говорит, что вряд ли пациента не информировали о том, что ему будут делать.

«Пациент должен прочитать документ об информированном согласии. На то оно и называется информированным. И если документ был подписан, пациент готовился к процедуре, то не знать, что это такое, он не мог».