Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Щепотка Скандинавии: на экранах «Девушка, которая застряла в паутине»

Очередная американская экранизация классиков сурового нордического детектива, которую можно смело назвать провалом

В отечественный прокат выходит очередная экранизация романов шведского писателя и журналиста Стига Ларссона, в которой неуловимая Лисбет Саландер вновь сразится с преступным миром, – «Девушка, которая застряла в паутине». «Петербургский дневник» картину посмотрел и остался в замешательстве от увиденного.

Проблемы из детства

Огромный замок. В нем две маленькие девочки играют в шахматы и слышат грозный глас отца-тирана, зовущего их. Этот мужчина не только глава крупной бандитской структуры, но и садист, который любит проводить время с дочерями в весьма извращенной манере. Одна из девочек отказывается вновь становиться жертвой отца и выбрасывается из окна замка. Другая остается возле кровати своего предка. Такой сценой открывается детективный триллер «Девушка, которая застряла в паутине». Делается это только с одной целью – показать, что девочку-«прыгунью» всю жизнь будут мучать тени прошлого и детские травмы.

Чуть позже этот храбрый ребенок становится неуловимым хакером и доблестным мстителем Лисбет Саландер (Клер Фой), которая защищает женщин от мужского насилия по всей стране. Впрочем, кроме восстановления гендерного равенства Саландер также не забывает взламывать хитроумные компьютерные коды и воровать чужие секреты посредством Глобальной паутины. Ее новое дело – ученый, который когда-то разработал программу для управления ракетами сразу нескольких государств с одного компьютера. Проще говоря, владелец этого сервиса легко сможет начать Третью мировую войну.

Ученый просит Лисбет похитить программу у АНБ, но за хакером тут же начинается кровавая охота. С пистолетами наперевес за девушкой гоняется банда «Пауков», которыми, как оказалось, руководит именно сестра Саландер – Камилла (Сильвия Хукс). Эта девушка прекрасно помнит, как родственница бросила ее в руках отца, и ждет повода для мести. Чтобы выбраться из ловушки, умело расставленной сестрой, Лисбет в очередной раз заручается поддержкой журналиста Микаэля Блумквиста (Сверрир Гуднасон). Вместе этой небольшой команде предстоит спасти мир и остановить Камиллу.

Новая экранизация, новые проблемы

Стиг Ларссон – блестящий журналист, который до писательства был известен исследованиями в области расизма и экстремизма. Позже он заключил договор на создание трех романов о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере, которой сотрудник СМИ был буквально одержим. Трилогия называлась «Миллениум». Она стала бестселлером (продано более 65 миллионов экземпляров) и даже заставила общественность забыть про детективы другого скандинавского писателя – норвежца Ю Несбе, который чуть позже вновь заявил о себе книгами про инспектора Харри Холе.

Увы, но Ларссон не успел увидеть ни одного своего романа после печати. В начале ноября 2004 года Стиг скончался от инфаркта. Через 7 лет жена писателя Ева Гариэльсон заявила, что сама закончит последний недописанный роман мужа, но в 2015 году издательство решило передать эту работу неизвестному до той поры автору – Давиду Лагеркранцу. Книга «Девушка, которая застряла в паутине» была разгромлена литературными критиками, но Голливуд не смог отказаться от ее переноса на большие экраны.

До американских компаний работы Ларссона удалось экранизировать на родине. Занимался этим Нильс Арден Оплев, в 2009 году представивший миру актрису Нуми Рапас, которая теперь не имеет продыху от предложений из Голливуда. Чуть позже скандинавы отснимали всю трилогию и за дело взялся сам Дэвид Финчер. «Девушка с татуировкой дракона» от автора «Исчезнувшей» и драмы «Семь» получилась суровой, мистической и продуманной. Конечно, без излишнего лоска «фабрики грез» не обошлось, но проект имел приличную кассу, создал запоминающуюся заставку и указал на прекрасную экранную пару – Руни Мара и Дэниел Крэйг.

В «Девушке, которая застряла в паутине» сменились режиссер и весь актерский состав. Теперь в кресле постановщика оказался уругваец Федерико Альварес, прилично пошумевший несколькими годами ранее с камерным триллером «Не дыши» и хоррором «Зловещие мертвецы: Черная книга». Однако до столь крупных проектов Альварес явно пока не дорос.

Феномен Клер Фой

Сперва лучше остановиться на плюсах фильма. Их не так много, но они существенны. Самое главное, что «Девушка, которая застряла в паутине» в очередной раз открывает для зрителя многогранный талант британской актрисы Клер Фой. Рапас и Мара, конечно, со своими ролями тоже справились на сто и более процентов, но Фой их все равно смогла переиграть.

Британка долгое время оставалась известной только по сериалу «Корона», который считается одним из самых дорогих многосерийных проектов в истории кинематографа. Однако в последние пару лет о ней заговорили все мировые СМИ. Сперва она сыграла в слезливой, но душевной драме «Дыши ради нас», затем перенеслась в чудаковатые миры Стивена Соденберга в ленте «Не в себе», а затем и вовсе почти обеспечила себе место в номинациях на «Оскар»-2019 после роли супруги астронавта Нила Армстронга в «Человеке на Луне». Теперь Фой почти бросилась на амбразуру, оказавшись в типичном блокбастере, от которого мало кто ждал качества.

Еще один плюс «Девушки» – уругвайский оператор Педро Луке, уже работавший с Альваресом над «Не дыши». Плавный стиль и четкие ракурсы этого специалиста помогли показать Швецию во всей красе – с огромным количеством снега, непроходимых лесов и кристально чистым льдом. Отдельного упоминания заслуживает и работа каскадеров. Пара драк, взрывы и погони получились весьма впечатляющими, но чуждыми самому первоисточнику.

Блокбастер про социофоба

При знакомстве с героями книг Ларссона складывается ощущение, что почти весь скандинавский люд сторонится своих соотечественников и живет в собственной «скорлупе». Так сознательно поступает Микаэль Блумквист, но Лисбет Саландер стала социофобом из-за отца и просто омерзительного детства. Ее поведение, манеры и немногословность сделали героиню почти примером для подражания подростков, и не только в Скандинавии. Вот эту щепотку страны ветров и фьордов Альварес смог оставить в своем фильме, все остальное превратилось в обычный боевичок с преследованиями и мафией. И да, конечно, главными плохишами вновь оказались «братки» из России.

Лисбет Саландер в проекте Альвареса – не мститель, скрывающий свою личину и помогающий всем «из тьмы». Тут она ведет себя, как Железный человек или Терминатор, прет напролом, готова рубить злодеев направо и налево с помощью всех подручных средств. Кстати, с антагонистами тут полнейший провал. Банда «Пауков» в первые минуты картины выглядит устрашающе, но их дальнейшее пребывание на экране вызывает только скуку. Про Камиллу Саландер и говорить не стоит. Мстительная барышня в кульминационной сцене решает неожиданно вспомнить их с Лисбет детство, что практически убивает всю напряженность.

Если Саландер – не супергерой из Marvel или DC, то она точно Джеймс Бонд. Не зря Дэниел Крэйг снимался в прошлой голливудской адаптации. Лисбет невозмутима, управляет всеми видами техники, получает самых жгучих красоток, вот только не играет в казино и не метает шляпу при входе в офис МИ-6.

Собрав всю волю в кулак, можно отправиться на «Девушку» в кино, но ожидать от Фой, что она вытянет на себе провальную ленту, не стоит. Фильм все же получился специфическим и страшно далеким от народа – как скандинавского, так и русского.

«Девушка, которая застряла в паутине» в кино с 8 ноября.

Закрыть