Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Главный гериатр России: нас ждет прорыв в гериатрии, в том числе и в Петербурге

Главная задача гериатрии – сохранение независимости, функционирования пожилого человека и повышение качества его жизни
У нас в стране должно быть 2000 врачей-гериатров Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

В Петербурге в СЗГМУ им. И.И. Мечникова состоялась совместная конференция России и Японии, посвященная секретам долголетия. В масштабном мероприятии приняли участие главный гериатр России Ольга Ткачева и руководители Национального центра гериатрии и геронтологии Японии Кэндзи Тоба и Хидетоши Эндо.

Главный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Ольга Ткачева рассказала «Петербургскому дневнику», что главная задача гериатрии – сохранение независимости, функционирования пожилого человека и повышение качества его жизни. В 2018 году удалось включить гериатрическую помощь в систему ОМС – для отрасли это настоящий прорыв.

«К 2024 году мы выстраиваем трехуровневую систему оказания гериатрической помощи: у нас в стране должно быть 2 тысячи врачей-гериатров, 8 тысяч коек гериатрической службы и 68 региональных гериатрических центров, методологическое сопровождение будет оказывать Федеральный гериатрический центр. Все это будет взаимодействовать с социальной службой в части патронажа и оказания социальных услуг. Надеемся, что система заработает раньше – к 2020 году», – рассказала «ПД» Ольга Ткачева.

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

Она также подчеркнула, что Северная столица всегда отличалась тем, что у нас было больше гериатров, чем в любом другом российском городе: «Да, в определенный период их количество сократилось, сейчас будем их возвращать. В СЗМУ им. Мечникова очень хорошо готовят гериатров, по международным стандартам. Конечно, было бы здорово, если бы врачей-гериатров стало еще больше, потребность в них колоссальная. Но надо учить и врачей первичного звена. Пациенты сами к гериатру не пойдут, они не понимают, что это такое. Поэтому самое главное сегодня – это образование гериатров и подготовка врачей первичного звена, чтобы у них были гериатрические навыки. Необходимо, чтобы человек не потерял возможность ходить, чтобы хорошо слышал и видел, был самостоятельным, а не только чтобы у него показатели давления были в норме. Мы сейчас обсуждаем, как будем готовить гериатров в медицинских вузах. В некоторых вузах это уже вошло в додипломное образование. Сейчас на 5-6-м курсах это надо обязательно вводить везде».

Врач подчеркнула, что пожилой человек теряет здоровье из-за невостребованности. Одна из тяжелейших тем гериатрии – социальная изоляция, проблемы одиночества. Оптимально, чтобы на пенсии было не меньше пяти социумов: семья, друзья, работа, увлечения, физическая активность. И не менее важно, чтобы за пожилыми людьми, потерявшими способность самостоятельно себя обслуживать, был организован уход.

«Гериатрию в ОМС мы ввели, это очень важно, потому что раньше таких пациентов лечили на терапевтических койках, специализированных не было, их оплачивали как терапию. Конечно, с гериатрическими пациентами надо работать долго, аккуратно. И это действительно дорого, поэтому оплата гериатрической помощи в ОМС выше, чем везде», – подчеркнула специалист.

Ольга Ткачева выразила сожаление, что пока в России нет возможности, как это сделано в Японии, ввести систему страхования ухода за пожилыми: «Кто-то должен за длительный уход платить. Так сделано во Франции, в Японии. У них все оплачивают страховые компании по принципу соцстраха. Мы сейчас обсуждаем этот вопрос относительно нацпроекта «Демография», но пока я не могу конкретно сказать, что будет, а что нет. Надо добиваться этого. Сейчас на уход за пожилыми выделены деньги из бюджета, но это – бюджет, а не социальное страхование».

Главный гериатр России также подчеркнула, что сейчас у нас один гериатр на 20 тысяч пожилых. «Гериатр – это как менеджер, он комплексно решает проблемы пожилого человека, связанные не только с заболеваниями, но и с прогрессирующими процессами старения и развитием возраст-ассоциированных синдромов и социальных проблем, снижающих активность», – отметила она.

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник
Закрыть