Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Дворцы культуры в декадансе: советское прошлое, которое еще можно спасти

Уникальные ДК, построенные в эпоху конструктивизма, переживают сейчас не лучший период. В преддверии празднования дня Великой Октябрьской Социалистической революции «ПД» рассказывает, что из них мы уже потеряли, а что еще можно спасти
Фото: ДК им. А.М. Горького. Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

1. Дворец культуры им. А. М. Горького 

Вокруг здания, построенного в 1925-1927 гг. архитекторами А. И. Гегелло и А. И. Дмитриевым на площади Стачек, 4, на протяжении нескольких месяцев не утихают страсти. ДК функционирует как Дворец культуры. Здесь показывают спектакли, дают концерты, проводят мастер-классы. Находится здание в собственности у Ленинградской Федерации профсоюзов. Однако появилась информация о том, что организация планирует его продать. Депутаты Законодательного собрания Петербурга решили заступиться за него и обратились с просьбой к городу купить дворец. Однако пока средств на это нет. Как теперь сложится судьба здания ДК, – неясно.

Фото: Дворец культуры им. Ленсовета. Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

2. Дворец культуры им. Ленсовета расположен на Каменноостровском проспекте, 42. Сейчас он находится в собственности компании ЗАО «Петровский строитель». Несмотря на то, что была информация и о сносе, и о продаже здания, ДК продолжает свою работу, сохраняя функции Дворца культуры. Здесь работает танцевальный центр, выступают известные мировые звезды балета, театра и кино, проводятся лекции и семинары. Часть помещений отдано под различные магазины и офисы, а со стороны площади Шевченко располагается кинотеатр «Джем-Холл».

Более того, собственник занимается благоустройством территории. В ближайшее время планируется отремонтировать фасад внутридворовой территории. Время от времени проводятся противоаварийные работы внутри самого здания. Правда, есть один нюанс. Дворец является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения, поэтому все работы приходится согласовывать с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП).

«Пока разговоров о реставрации лицевого фасада не было. Наш ДК находится под охраной города, а это накладывает дополнительные обязательства. Например, нам надо подавать документы на обследование здания и на разработку проектной документации для проведения реставрации и капитального ремонта. И все это стоит определенных денег, которых на самом деле не так много», - рассказывает представитель компании, пожелавший остаться анонимным.

При этом продавать здание собственник не планирует. Оно будет продолжать функционировать как Дворец культуры.

Фото: Дворец культуры им. И.И. Газа. Фото: Андрей Пронин/Петербургский дневник

3. Дворец культуры им. И. И. Газа 

Здание на проспекте Стачек, 72, построено в 1930-1935-х годах для работников Путиловского завода (ныне «Кировский завод»). Сейчас находится в собственности ПАО «Кировский Завод», а вот арендаторов у него два: Машиностроительная академия им. Котина и ЗАО ДК им. Газа. По сути, сейчас в ДК работают две площадки. Первая - Дворец культуры им. И. И Газа, где проводятся концерты звезд и спектакли. Вторая - креативный кластер «Дом культуры», в котором работают кафе, художественные и ремесленные мастерские и прочие радости хипстеров. Арендаторы, кстати, не бездействуют, а занимаются ремонтом. Они уже привели в порядок фойе, теперь на очереди косметический ремонт концертного зала. Кроме того, арендатор обещает отреставрировать мозаику, которая украшает первый этаж.

Совсем недавно одним из крупных резидентов обновленного ДК стал театр «Мастерская», постановки которого уже можно посмотреть на новой сцене. Остальные организации и предприятия северного и южного крыла здания, например, Балтийский гуманитарный институт, находятся в субаренде у арендаторов всего ДК.

Фото: Дом культуры им. С.М. Кирова. Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

4. Дворец культуры им. С. М. Кирова 

Здание расположено на Большом проспекте В.О., 83. Построено в 1930-1937 годах, архитектор - Ной Троцкий, который также известен тем, что строил здание НКВД (пр. Литейный, д. 4). Во время Великой Отечественной войны во Дворце культуры работал госпиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек. Сгорели крыша, Мраморный зал, ряд других помещений. В 1948-1950 годах на площади перед зданием был разбит сквер. В 1968 году ближе к Большому проспекту были построены два павильона.

С 1967-го до середины 1980-х годов здесь работал кинотеатр «Кинематограф». В 1990-х годах во Дворце культуры был открыт Дом национальных культур. 17 января 2005 года площадь перед главным входом во Дворец культуры была названа именем первого мэра Санкт-Петербурга - Анатолия Собчака.

Здание принадлежит Ленинградской Федерации профсоюзов. Два года назад появилась информация о том, что его планируют продать частному лицу, который хотел обустроить в здании отель. Тем не менее, сооружение до сих пор функционирует как Дом культуры. Здесь проводятся мастер-классы, творческие встречи, лекции. Кроме того, есть множество танцевальных, музыкальных, художественных и театральных кружков для детей.

Как отмечают жители Васильевского острова, внешний облик здания выглядит удручающе: фасад отваливается, местами стены держат подпорки, кирпичная кладка разрушается, на здании видны многочисленные трещины. 

В администрации ДК на вопросы корреспондента «ПД» на момент написания материала так и не ответили. Поэтому, планирует ли ДК проводить капитальный ремонт и реставрацию здания, пока неизвестно.

Фото: Выборгский Дворец Культуры. Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

5. Выборгский Дворец Культуры 

Выборгский Дворец культуры открылся в 1927 году. Он расположен на улице Комиссара Смирнова, 15. Сразу после строительства он стал ведущим социально-культурным центром города. Здесь можно было увидеть новые фильмы, лучшие спектакли, прослушать увлекательные лекции. Сейчас здание продолжает функционировать как ДК. В нем показывают спектакли, проводят концерты и творческие вечера. В 1992 году ДК зарегистрировали как учреждение культуры Ленинградской Федерации профсоюзов. Сейчас это Автономная некоммерческая организация.

 Фото: Дворец культуры им. Н.К. Крупской. Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

6. Дворец культуры им. Н. К. Крупской

Здание расположено на проспекте Обуховской обороны, 105.

Сейчас ДК в первую очередь торговый комплекс. Здесь переоборудован театральный зал под книжную ярмарку и лишь иногда проходят культурно-образовательные мероприятия. У ДК три собственника: территориальный комитет союза работников текстильной и легкой промышленности, союз книжников «Слово» и Федерация независимых профсоюзов России.


Фото: Дворец культуры работников связи. Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

7. Дворец культуры работников связи 

Здание построено в 1862 году на улице Большая Морская, 58. На первый взгляд, сооружение совсем не похоже на церковь. Однако в то время немецкая община решила построить Реформатскую церковь. Для этого дела городские власти безвозмездно выделили землю на Большой Морской улице и набережной реки Мойки. Архитектором церкви стал Гаральд Боссе. На здании церкви располагалась высокая башня-колокольня с узкими окнами. Перестройка здания произошла в 1929 году, тогда вместо храма появилось общежитие. Верхнюю часть башни срезали, на фасаде появились балконы и скульптуры рабочих и солдат. Тогда в здании расположился Дворец культуры работников связи. При нем работали кинозал, концертный зал, библиотека и различные кружки.

Сейчас здание занимает Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга. Сейчас тут расположен региональный учебный центр Почты России.

Что мы уже потеряли

Дом культуры Союза кожевников им. Капранова 

Фото: The Constructivist Project

Дом культуры Союза кожевников им. Капранова на Московском проспекте, 97, построен в 1930-1931 годах. Здесь находились кинозалы, лекционные помещения, а также театральный зал. Также здесь работал филиал Драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

После распада СССР ДК стал собственностью Областного комитета профсоюзов текстильной промышленности и Федерации независимых профсоюзов России. В 2000-е годы здание приобрел торговым дом «Менахем». В 2006 году началось проектирование гостиничного комплекса по заказу «Менахема». Здание ДК было признано аварийным, и собственник принял решение провести реконструкцию. Основная часть ДК была воссоздана из современных материалов. Сейчас объект служит пристройкой к отелю Holiday Inn.

Дворец культуры им. Первой пятилетки

Здание Дворца культуры было построено в 1921-1930 годах на пересечении улицы Декабристов и Крюкова канала. Раньше принадлежал Областному комитету профсоюзов работников торговли. В 2005 году его постигла печальная участь – дворец был снесен, а на его месте построили вторую сцену Мариинского театра.

Фото: Citywalls

КОМПЕТЕНТНО 

Марина Зубкова, историк, гид по Петербургу: 

«Дворцы культуры (общегородские) и дома культуры (относящиеся к одному производству или отрасли) появляются в СССР в ранний советский период как один из инструментов изменения старых социальных практик и внедрения новых. Свежесть идеи оценят и за рубежом: в 1937 году ДК имени Горького авторства Александра Гегелло и Давида Кричевского получит Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года, проходившей под девизом «Искусство и техника в современной жизни» как принципиально новое по своей архитектурной типологии здание.

В чем была новизна? Принципиально новая в сравнении с дореволюционными народными домами организация культурно-просветительской деятельности. Блага должны принадлежать тем, кто их создает. Та деятельность, которую развивали дома культуры, должна была доказать обычным рабочим, что искусство не есть привилегия высших слоев имперского общества, но они сами могут создавать искусство. Художники, литераторы, архитекторы работали над синтезом нового эстетического языка, стремились противопоставить искусство рабочего класса искусству дворянства и буржуазии, и к этому процессу мог прикоснуться каждый, записавшись в секцию или придя на концерт в ДК, от взгляда на архитектуру здания до знаний, полученных в классе или зрительном зале. ДК были свидетелями культурной истории целой эпохи, в них проходили главные события культурной жизни города.

То же мы можем сказать и о театрах XIX века, и вопрос, нужно ли сохранять ДК, можно сравнить с вопросом, нужно ли сохранять здания театров. Но если театры однозначно сохранять надо, но о ДК мы сегодня размышляем. Думаю, здесь речь идет о тех самых иных формах искусства, к которым стремились всматривавшиеся в будущее авангардисты. Сегодня мы больше смотрим в прошлое, поэтому архитектура эпохи мечтателей из 1920-х нас не цепляет. Когда мы изменим свое мнение, будет поздно в буквальном смысле. Несмотря на прогрессивные формы, в 1920-х строили из очень плохих материалов. То, что до революции решалось в металле, в 1920-х делается из дерева. Нового кирпича не было, брали материал разрушенных дореволюционных зданий. Как следствие – общий непрезентабельный вид зданий, который сегодня усугубляется ремонтом из 1990-х, совершенно не подходящим эстетике авангарда.

Часть ДК сейчас приватизирована, другие продолжают быть собственностью тех предприятий, которым они принадлежали в советский период. Досуговая, театральная, учебная деятельность за редким исключением соседствует со сдачей помещений в аренду под офис. Всё это востребовано как минимум местными жителями, но у них, как правило, нет запроса на улучшение состояния здания. Также стоит отметить, что в Петербурге больше внимания уделяется сохранности дореволюционных построек, чем советских, для которых состояние «ниже среднего» воспринимается как должное. Это закономерно: в начале XX века тоже не было особого пиетета к зданиям века XIX. Но не уделяя должного внимания дворцам культуры, мы теряем и часть собственной идентичности как ленинградцев-петербуржцев, и яркие архитектурные памятники, каждый из которых уникален. Повернуть этот процесс вспять можно лишь в том случае, если мы посмотрим на наше ближайшее прошлое с искренним интересом. Но это как раз то, что нельзя регулировать законодательно».

Закрыть