Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Встречайте легенду: «Богемская рапсодия» – байопик о Фредди Меркьюри

История об именитой рок-группе Queen, после которой вы полюбите ее еще больше

В большинстве российских городов в ограниченный прокат, а в ближайший четверг во всех кинотеатрах страны прогремит «Богемская рапсодия» – картина о группе Queen, картина о Фредди Меркьюри, картина о музыке, у которой не может быть преград и недопонимания.

«Петербургский дневник» фильм посмотрел и советует ее всем поклонникам этого музыкального коллектива и обожателям Меркьюри в особенности.

Рождение легенды

Международный аэропорт Хитроу. Тут в поте лица трудится Фарух Булсар (Рами Малек), который запрещает коллегам звать его пакистанцем и уверенно кидает чужой багаж на тележку. Затем Фарух возвращается домой – к матери, сестре и отцу, но, даже не присев за обеденный стол, бросается со всех ног в небольшой местный бар, в котором заказывает пинту «лагера» и с увлечением слушает концерт группы Smile.

Мало для кого станет секретом, но обаятельный Фарух, бросающийся в глаза своим стилем одежды и неправильным прикусом зубов, – это тот самый Фредди Меркьюри, о котором чуть позже будут говорить как о божественном вмешательстве в музыкальный мир, а журнал Rolling Stone поставит Меркьюри на 18-е место в рейтинге «100 величайших вокалистов» всех времен и народов.

Послушав не самое занимательное выступление Smile, тогда еще Булсар предлагает группе стать их вокалистом, быстро выводит коллектив на мировой уровень и меняет им название на Queen. Себе Булсар тоже берет новое имя – так начинается путь легенды.

Кстати, во время знакомства с музыкантами Фредди встречает Мэри Остин (Люси Бойтон), которая позже станет подругой певца и оставит неизгладимый след в его жизни, по крайней мере в самом фильме.

Трудности создания

«Богемская рапсодия» в конечном своем варианте должна была стать историей не только про Меркьюри, но и про всю группу Queen. В креслах продюсеров с самого начала расположились сами музыканты, к примеру гитарист Брайан Мэй. Это точно должно порадовать фанатов Queen, но именно Мэй стал одним из инициаторов отлучения от проекта Саши Барона Коэна, который и должен был играть Меркьюри. Гитарист был уверен, что звезда картин «Борат» и «Диктатор» заберет все внимание на себя, поэтому попросил заменить комика на другого исполнителя. Так в «Рапсодии» свою роль, пока что лучшую в карьере, получил Рами Малек, который больше известен по сериалу «Мистер Робот».

Думаете, что на этом проблемы у «Рапсодии» закончились? А вот и нет. Трудности возникли и на режиссерском посту. Хоть в большинстве источников постановщиком и значится Брайан Сингер («Люди Икс», «Подозрительные лица»), картину сперва должен был снимать британец Декстер Флетчер. Сперва уроженца Туманного Альбиона сменили на Сингера, но затем, как пишут СМИ, Брайан поссорился с Рами Малеком и ушел с поста, фильм пришлось заканчивать именно Флетчеру.

На этом кадровые перетасовки закончились, но создатели «Рапсодии» столкнулись с другой проблемой – как уместить всю обширную биографию группы Queen в один фильм. Эту задачу попытались выполнить, растянув хронометраж ленты аж на 134 минуты, но на пользу «Рапсодии» продолжительность не пошла.

Кошки, сцена и любовь

Как ни крути, но «Богемская рапсодия» – это кино про Фредди Меркьюри. Остальные участники группы, к примеру все тот же Мэй или бэк-вокалист Роджер Тейлор оказались в фильме лишь бледной тенью певца. Впрочем, и биография самого Меркьюри тут дается только выдержками из пресловутой «Википедии». Почти каждый знает, что Фредди до безумия любил кошек или скакал по сцене, будто дьявол, доводя толпу до неистовства. Еще большее количество людей прекрасно осведомлены о заносчивости Меркьюри, о его наркотической зависимости и сексуальной ориентации, которая стала одной из главных составных частей его трагической кончины в 1991 году.

Сразу скажем, что на свет еще не вышла ни одна книга авторитетных биографов группы Queen, которая будет полностью посвящена «темной стороне» жизни Меркьюри, поэтому авторов «Богемской рапсодии» просто невозможно ни в чем обвинить. Ориентация Фредди и его увлечения запрещенными веществами показываются вскользь и точно не должны вызвать общественное порицание даже у самой консервативно настроенной публики.

По непонятной причине огромное количество экранного времени уделяется Мэри Остин – девушке, которая не стала в биографии Меркьюри ключевой фигурой, но любовная линия, особенно в весьма неуклюжих до тонкостей человеческой души руках Сингера, попала в самый центр повествования «Рапсодии». Опять же, картина снималась для массового зрителя, более заинтересованного в стандартных сюжетных перипетиях. Большая часть публики все равно придет слушать музыку, ведь шоу должно продолжаться, даже несмотря на сыроватый сценарий.

Мы чемпионы, мой друг

Музыки в «Богемской рапсодии» хватит с лихвой на целый альбом и еще останется. Всего за фильм прозвучат 22 композиции. Правда, не все песни будут «концертными», многие из них станут фоном к той или иной сцене, а некоторые треки сыграют и вовсе небольшими кусочками. Качество «Рапсодии» от этого не страдает, а, наоборот, заставляет поклонников Queen дополнительно проверять свои знания о кумирах.

Помнится, что фанаты группы «Кино» очень боялись выхода фильма Кирилла Серебренникова «Лето», чуя, что Виктора Цоя и Майка Науменко кто-то может сыграть плохо. Вышло как вышло, но огромной критики в адрес актеров из отечественного проекта так и не посыпалось. Такая же история ждет и «Рапсодию». При весьма длинном хронометраже к актерам, играющим участников группы, привыкаешь и начинаешь им верить и сопереживать. Это значит, что «Рапсодия» не позволила себе далеко отойти от реалистичности.

Другое дело сам Меркьюри, с образом которого Рами Малек и вовсе справился на почти бесподобном уровне. Артист носил специальные зубные протезы, имитирующие прикус музыканта, отрастил залихватские усы и смог наполнить свою роль гуманностью и безумством, которым так или иначе страдал сам великий певец.

Отдельное спасибо нужно сказать оператору, монтажеру, гримерам и художникам по костюмам, чей талант позволил с головой окунуться в лихую атмосферу группы Queen. Пожалуй, именно этих людей, а также Малека следует благодарить за спасение «Рапсодии» от скатывания в яму совершенно проходных байопиков, в которых герой рождается, обретает славу, страдает, а затем отправляется в гроб. «Рапсодия» – более умный фильм, он пышный и искрящийся, он музыкальный и оглушающе помпезный. Это истинное шоу, после которого вы будете любить Queen и Меркьюри в два раза больше, но саму ленту явно пересматривать не будете.

«Богемская рапсодия» в кино с 1 ноября.

Закрыть