Наум Синдаловский: фольклор городских субботников
Собственный садик был обнесен чугунной художественной оградой. Мощные звенья, стилизованные под архитектурный стиль барокко, установленные на высоком фундаменте из красных гранитных блоков, венчали царские вензеля. Судьба ограды сложилась печально. В 1918 году она была осквернена разъяренной революционной толпой: ломались, рушились и уничтожались царские вензеля, а во время первого социалистического субботника ограду разобрали. К счастью, у новых хозяев страны хватило ума звенья ограды, правда, уже без символов ненавистной монархии – двуглавых орлов и царских монограмм, сохранить. Их перевезли на проспект Стачек и впоследствии установили в саду имени 9 Января.
Но и этого оказалось недостаточно для искоренения памяти о «проклятом прошлом». Когда покончили с оградой, приступили к расправе над фундаментом. По преданию, гранитные пилоны и цоколь пошли на изготовление памятника Борцам революции на Марсовом поле.
Одна из послереволюционных легенд повествует о том, как во время субботника в одном из прудов царскосельского Екатерининского парка нашли сброшенный с пьедестала обезображенный бюст Карла Маркса. В Царское Село спешно была направлена комиссия во главе со скульптором Синайским, будто бы автором памятника основателю марксизма. К приезду высокой комиссии бюст был уже установлен на постамент и укрыт белоснежным покрывалом. Предстояло его вторичное торжественное открытие. Под звуки революционного марша покрывало упало, и Синайский в ужасе отшатнулся. Перед ним сладострастно улыбался, склонив едва заметные мраморные рожки, эллинский сатир – одна из парковых скульптур Царского Села. Синайский, рассказывает легенда, осторожно оглянулся вокруг, но ничего, кроме неподдельного революционного восторга на лицах присутствовавших, не заметил. «Памятник» великому основателю был открыт.
Все эти события совпали с обнародованием ленинского плана монументальной пропаганды. Декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года назывался: «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Ретивые большевистские комиссары на местах поняли это как прямое указание к действию. Тысячи скульптурных и архитектурных памятников старины были снесены только потому, что они не укладывались в рамки большевистской идеологии. Церкви и монастыри разрушались, становясь строительным материалом для возведения новых сооружений. Разбор порушенных зданий доверяли участникам ленинских субботников. В народе это получило хлесткое обозначение: «Производство кирпича по системе Ильича».