Откройте на них глаза: 15 октября отмечается Международный день белой трости
Как выяснил «Петербургский дневник», проблем у нас немало: от недостатка рабочих мест до равнодушия окружающих и сложностей в городской инфраструктуре.
УЧАТСЯ ЖИТЬ
Ленинград был первым в СССР городом, где в 1983 г. открылся отдел социальной реабилитации и трудоустройства Всероссийского общества слепых. С 1999 г. он перешел в ведение города и стал называться СПб ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению». В программы реабилитации входит обучение ориентированию, навыкам самообслуживания, пользованию гаджетами, чтению и письму по Брайлю.
Инвалиды по зрению занимаются адаптивной физкультурой, танцевально-двигательной терапией, получают юридические знания. «Для незрячего человека самое главное – возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве. Мы обучаем людей восприятию окружающей среды в новых условиях. И часто случается, когда человек приходит к нам с таким негативом, что кажется, надежды нет. А после нашей реабилитации начинает жить заново», – рассказывает заведующая социально-реабилитационным отделением центра Светлана Козлова.
Незрячий может иметь семью, посещать музеи, театры и работать. Правда, с последним дела обстоят хуже всего.
С ТРЕМЯ ПЕРЕСАДКАМИ
«Самая главная проблема – трудоустройство. Мы их учим, социализируем, люди готовы выйти в общество – и тут же сталкиваются с проблемами», – говорит специалист по реабилитации центра Тамара Великанова. - По ее словам, если раньше в Ленинграде было 11 предприятий, на которых работали 12 тыс. слепых, то сейчас трудоустроены всего 217 человек. «Людям, нуждающимся в работе, некуда пойти», – расстраивается Тамара Великанова.
Вторая по значимости проблема – трудности с получением социальной информации. Человеку положены льготы, открыты возможности для реабилитации, а он об этом попросту не знает. Выход здесь – создание единой системы информирования инвалидов.
И еще одна проблема, с которой сталкиваются в первую очередь инвалиды по зрению, – городская среда. «У нас существует социальное такси, но формально оно не обязано возить до мест работы, поскольку они не входят в перечень соцобъектов. Нам идут навстречу, но не всегда. Приходится добираться с пересадками, что трудно даже зрячему, – рассказывают инвалиды. – Слепых без сопровождения часто не пускают в метро. Сотрудники метрополитена требуют ждать службу сопровождения, на что уходит порой по 15-20 минут».
ТЕХНИКА ИЛИ ПОВОДЫРИ?
Транспорт приспосабливают к нуждам слепых, но не всегда успешно. Была попытка внедрить проект «Говорящий город» – систему ориентирования и информирования инвалидов по зрению. Часть городского транспорта (вестибюли станций метрополитена, примерно половину наземного транспорта) оснастили речевыми радиоинформаторами «Говорящий город», инвалидам раздали на тестирование абонентские устройства «Ориентир».
Однако сейчас, по сути, устройства выполняют функцию муляжей, так как система встретила нарекания от специалистов Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. «При внедрении систем адаптации надо учитывать доступность и простоту в использовании технических средств для незрячих и в то же время ориентироваться на возможности городского бюджета. В этом отношении проект «Говорящий город» требует доработки как в технической составляющей, так и в удобстве использования и вопросах ценообразования», – считает директор городского информационно-методического центра «Доступная среда» Матвей Лукин.
Как вариант остаются собаки-поводыри. Но единственный центр их обучения – в Московской области. И на собак там очередь.
СПРАВКА
8919 инвалидов по зрению в Петербурге, из них 396 – дети.