Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко, Максим Сю

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс

Малоизвестные факты про главную магистраль Северной столицы
Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: https://ru.wikipedia.org/

13 октября основной магистрали города исполняется 300 лет. Главный специалист отдела координации экскурсионной деятельности «Городского туристско-информационного бюро» Дмитрий Геращенко рассказал «ПД» малоизвестные факты про нее.

Во времена Петра I Невский проспект назывался Большой Першпективной дорогой, соединявшей Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру. «Першпективная» означает «прямая». Но за Площадью Восстания есть заметный изгиб. Как так получилось?

«Просеку прорубали с двух сторон одновременно. Со стороны Адмиралтейства - матросы и пленные шведы, а со стороны Александро-Невской лавры - монахи и крестьяне. По легенде, кто-то из них ошибся, и проспект «искривился», - говорит Дмитрий Геращенко. - Но таково предание. На самом деле существовал план строительства города со знаменитым «Невским трезубцем»: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Три луча, исходящие от Адмиралтейства под равными углами. Изгиб, вероятно, запланировали для того, чтобы «встроить» Невский в эту систему (без искривления этого бы не получилось)».

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Википедия

СТРАЖ ИМПЕРСКОГО ПЕТЕРБУРГА

Невский проспект считается стражем имперского Петербурга. Горожане видят его таким, каким он был в начале XX века. После революции тут построили всего три новых здания. Это станция метро «Площадь Восстания», здание Куйбышевского райкома партии и школа №210.

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Википедия

СТРОГАНОВ ИЛИ РАСТРЕЛЛИ?

В Петербурге не так много домов в стиле барокко, но одно из них - Строгановский дворец на Невском. Его украшают медальоны с изображением мужского профиля.
«Краеведы и искусствоведы до сих пор спорят, чей это профиль. То ли графа Строганова, то ли самого Растрелли, - отмечает Дмитрий Геращенко. - Даже известный Петербург хранит еще много тайн!»

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Максим Сю/Петербургский дневник

«ТЯНУТЬ К СЕБЕ!»

По адресу Невский, 7-9 находится знаменитое здание с авиакассами. Его построили по заказу банкира Михаила Вавельберга. Когда он принимал работу, то ему не понравилась... дверь.

«Она открывалась внутрь, и на ней была табличка: «Толкать от себя», - рассказывает наш собеседник. - Вавельберг посмотрел на это и сказал: "Переделайте и напишите: «Тянуть к себе». Ведь именно это - главный принцип любого банкира!"».

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Максим Сю/Петербургский дневник

МОДНОЕ МЕСТО

Сейчас в Доме Мертенса находятся бутики. Это не просто так. В 1944 году здесь открыли Ленинградский Дом моделей одежды.
«Это место стало подарком для горожан, - подчеркивает Дмитрий Геращенко. - Во все времена тут работали лучшие дизайнеры и модельеры. Уже в советское время жители Ленинграда приходили сюда к 6 часам вечера и наблюдали, как невероятно красивые манекенщицы выходят из здания и идут по Невскому проспекту, кто на троллейбус, кто на метро».

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Википедия

ПЕРВОЕ КАФЕ В РОССИИ

Первое кафе в России «Доминик» появилось тоже на Невском проспекте. По личному указу Николая I его открыл швейцарец Доминик Риц-а-Порта. Кафе просуществовало вплоть до революции. В СССР из-за зеленой обивки диванов его прозвали «Лягушатником». Ленинградские студенты собирались тут, ели мороженое и пили глясе («Лягушатник» был одним из немногих мест в нашей стране, где варили такой кофе!).

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Википедия

НЕВРЕДИМ, ПОКА...

Еще одна легенда родилась во время блокады и связана с памятниками полководцам Михаилу Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора. Было поверье, что город будет стоять до тех пор, пока хотя бы один снаряд не попадет в эти статуи.
«Обстрелы шли каждый день, снаряды долетали до Невского проспекта. Но ни один из них не попал в эти памятники! Хотя их ничем не прикрывали и не закапывали. Своим видом они должны были внушать горожанам чувство стойкости и уверенности», - заключает Дмитрий Геращенко.

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Горэлектротранс

А В ЭТО ВРЕМЯ
Как эволюционировал общественный транспорт на Невском

История Невского проспекта - это история городского транспорта. Трудно перечислить маршруты, которые когда-либо пролегали по главной петербургской магистрали. Одна из самых важных вех: на этой улице «родился» трамвай, ставший одним из символов Северной столицы.

ОТ ОМНИБУСА ДО ТРАМВАЯ

Сегодня в окнах автобусов и троллейбусов, курсирующих по Невскому проспекту, отражается все великолепие улицы, эти маршруты по праву могут называться музейными. Они рождались постепенно. В середине XIX века на главной дороге появилась первая общественная карета - омнибус. В 1863 году к нему присоединилась конка, ее маршрут соединял Невский проспект и Стрелку Васильевского острова.

В ГУП «Горэлектротранс» рассказали, что в 1907 году первый электрический трамвай «зацепил» магистраль, маршрут соединял Средний проспект с Главным штабом. «В конце 1907-го первая очередь петербургского трамвая была достроена окончательно: вагоны покатились по рельсам от площади Восстания по Невскому и Адмиралтейскому проспектам, Конногвардейскому бульвару, через Николаевский мост на Васильевский остров. А на следующий год трамвай уже стал активно пересекать Невский - линии были проложены по Литейному, Загородному, Троицкому, Измайловскому, Суворовскому проспектам», - сообщили в «Горэлектротрансе».

Долгое время Знаменская площадь (сегодня площадь Восстания) оставалась крупным трамвайным узлом. Здесь трамваи ходили по кругу, причем как по часовой стрелке, так и против. Трамвайная жизнь кипела здесь до 1951 года, когда этот вид транспорта окончательно покинул Невский проспект.

Почему Невский проспект изогнут и что не понравилось банкиру Вавельбергу в здании авиакасс Фото: Википедия

ПЕРВЫЕ СТАНЦИИ МЕТРО

Автобусы начали ходить по главной петербургской магистрали в 1927 году. Как сообщили в ГУП «Пассажиравтотранс», новый вид транспорта связывал Московский и Витебский вокзалы, Дворцовую площадь, Марсово поле и Литейный проспект. А через год появился кольцевой маршрут «Московский вокзал - Дворцовая площадь - Витебский вокзал».

«Накануне Великой Отечественной войны 9 из 30 действовавших маршрутов пролегали по Невскому (тогда - проспекту 25 Октября). В победном 1945-м году, одной из первых восстановленных линий стал маршрут от завода «Электросила» до площади Искусств, автобусы которого следовали по старейшему проспекту города», - рассказали в «Пассажиравтотрансе».

А в конце октября 1936 года ленинградцы увидели на Невском проспекте первый «безрельсовый трамвай» - троллейбус. Новый вид транспорта покорил горожан, говорят, что в те годы для молодого человека считалось особым шиком прокатить на нем девушку. И, конечно, Невский проспект оказался в числе тех территорий, откуда началась история петербургского метро.

15 ноября 1955 года в составе первой очереди открылась станция «Площадь Восстания». Буквально через десятилетие она перестала справляться с потоком пассажиров, в июле 1963 года к ней на помощь пришла станция «Невский проспект». А еще через четыре года ленинградцы увидели «Маяковскую» и «Гостиный двор».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эксперт в области истории метрополитена Дмитрий Графов:
- Невский проспект неспроста называют самой главной транспортной магистралью Петербурга, первые проекты, связанные с подземным строительством так или иначе его касались. Одно из самых ранних упоминаний о необходимости построить подземный транспорт датируется началом XIX века, это сооружение должно было связывать начало Невского в районе Адмиралтейства с Васильевским островом. Более поздние проекты также затрагивали главную магистраль города. Несмотря на то, что конку запустили в середине XIX века, проспект стал основой для рельсового транспорта, но все равно этого было недостаточно. Поэтому на рубеже веков уже предвидели появление Невско-Василеостровской линии, до нас дошли потрясающие чертежи и эскизы, на которых можно увидеть, как из-под земли выходит рампа трамвая у Адмиралтейства и точно такая же - у Николаевского, нынешнего Московского вокзала. Невско-Василеостровская линия метро появилась только в 1967 году, тогда весь транспорт, который проходил по Невскому получил очень надежное дублирование. Если бы к тому времени на Невском проспекте остался трамвай, то у него дела были бы совсем плохи, люди пересели в метро.

СКАЗАНО!

«С четырех часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите на нем хотя бы одного чиновника». (Николай Гоголь, писатель, автор повести «Невский проспект»).

ОТВЕЧЕНО!

«Теперь на Невском проспекте бывают пробки даже... в три часа ночи! Настолько он популярен у жителей и гостей города. А что касается чиновников... Лично я хожу и езжу по нему регулярно. И до четырех часов дня, и после. Даже здание администрации нашего района находится по адресу: Невский проспект, 176!» (Андрей Хлутков, глава администрации Центрального района Санкт-Петербурга).

СПРАВКА

Почему 300-летие Невского проспекта отмечается 13 октября? Дело в том, что именно в этот день в 1718 году Петр I издал указ об открытии сквозного движения от Адмиралтейства до Александра Невской лавры.

НА ЗАМЕТКУ

Петербург с размахом отметит юбилей своей главной улицы. Подробнее о программе празднования вы можете прочитать тут.

Закрыть