Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

В институте Бехтерева обсудили, что доводит женщин до депрессии

Новое в изучении женской депрессии озвучили на конгрессе

Женщины стали страдать депрессией вдвое чаще, чем мужчины. Врачи и психологи на конференции в Институте Бехтерева выясняли, что доводит слабый пол до психических расстройств.

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что распространенность психических расстройств в значительной степени зависит от половой принадлежности.И если для тяжелых заболеваний типа шизофрении или биполярного аффективного расстройства (раньше это называлось маниакально-депрессивным психозом) частота примерно одинакова в обоих полах, то депрессия в последнее время вдвое чаще встречается именно у женщин.

В Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М.Бехтерева 450 специалистов из разных стран на конгрессе, посвященном женскому психическому здоровью, выясняли, что доводит женщин до болезненной тоски.

ИЗ РОДДОМА – В «ЖЕЛТЫЙ ДОМ»

Новое в изучении женской депрессии озвучили на конгрессе: это влияние основной женской функции – беременности и родов – на психическое состояние. По данным исследований, одна из пяти беременных имеет симптомы депрессии. Например, в США 8,7% беременных сейчас получают антидепрессивную терапию – это в 3 раза больше, чем было в середине 1990-х годов.

Но и с родами у многих уныние не проходит, а превращается в иной вид депрессии – уже послеродовую. Ее частота в мире дошла уже до 17,7 %, из чего медики сделали вывод, что именно депрессия стала самым частым осложнением после рождения ребенка. И еще один поразительный факт: установлено, что уровень депрессии у женщин, готовящихся к ЭКО, в 4 раза выше, чем у фертильных женщин, при этом переживания негативно сказываются на эффективности ЭКО. Но и с возрастом женские печали не проходят, а трансформируются в депрессию перименопаузального периода.

«Проблема женской депрессии на самом деле существует. Женщины страдают ею в 2 раза чаще, чем мужчины, причем на определенных жизненных этапах этот риск еще выше, - рассказал «ПД» директор Института Бехтерева, президент Российского общества психиатров, главный специалист-эксперт по психиатрии Росздравнадзора профессор Николай Незнанов. – Надо вернуться в прошлое, чтобы понять, почему так произошло, сравнить роль женщины 100 лет назад и сейчас. Многие качества, раньше считавшиеся исконно мужскими, стали женскими, слабый пол занимает более активную позицию».

Специалисты приходят к выводу, что чрезмерные нагрузки, зачастую сознательно и добровольно взятые на себя женщинами, их природа попросту не может выдержать, однако одержимые идеей равенства дамы не желают это признавать. Как и тот факт, что если кто-то готов заниматься работой, семьей и успевать ходить на митинги за равноправие без ущерба для психического здоровья, то другим эта ноша неподъемна и в конечном итоге приводит к срыву.

«Конституция уравнивает права мужчин и женщин, но женские обязанности никто не отменял. Получается, что женщины живут в ситуации двойной нагрузки. Кроме того, у нас в стране высокие стандарты к женскому облику – выше, чем в Западной Европе. У нас же женщина вовлечена в непрерывное соревнование», - считает научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии Института Бехтерева Анна Васильева.

НЕ ЖДАТЬ ЧАСА Х

Психиатры, психологи и психотерапевты переживают, что россиянки слишком поздно обращаются за помощью к специалистам, и для большинства лучшим психологом по-прежнему остается подружка с бутылкой вина или чашкой чая на кухне.

«Мы обращаемся за помощью, когда уже назрела определенная критическая масса, весь арсенал средств исчерпан, валерьянка выпита, подруга не помогает. Поэтому у нас диагнозы более тяжелые, чем у европейцев, - говорит профессор Незнанов. – У нас первая мысль при появлении симптомов депрессии: «Ничего особенного, все так живут». Я читаю лекции участковым терапевтам, потом ко мне подходят и говорят: «Доктор, все, о чем вы говорили, у меня есть. Значит, у меня депрессия?»».

Играет роль низкая информированность населения о возможностях психиатрической и психотерапевтической помощи. Наше здравоохранение долгие годы было ориентировано на более тяжелые категории заболеваний, и психическое здоровье – последнее, что заботит человека в цепочке его проблем. Но если попробовать обратиться за помощью в самом начале, то придет осознание того, что это нужно, с этим легче справляться, когда рядом специалист.

Сейчас начали понимать, что психическое здоровье – это основа всех основ, причем психиатры отметили позитивные изменения: женщины чаще обращаются к специалистам за помощью, чем мужчины, предпочитающие снимать стресс и лечить тоску с помощью психоактивных стимуляторов.