Петербургский аэроэкспресс ищет концессионера
Инвестора для создания аэроэкспресса выберут в конце марта 2019 года. А пока эксперты предлагают альтернативные варианты прохождения железнодорожной линии и связи Пулково с городом.
Комитет по инвестициям продлил срок подачи заявок на конкурс, в результате которого должен выбрать партнера для строительства железнодорожной линии, связывающей Витебский вокзал и аэропорт «Пулково». Потенциальные инвесторы могут обращаться с предложениями до 28 ноября. «По итогам рассмотрения комиссия определит участников конкурса и начнет прием конкурсных предложений. Определение победителя конкурса состоится 22 марта 2019 года», - сообщили в Комитете по инвестициям.
В ведомстве также отметили, что сроки подачи заявок перенесли из-за обращения ОАО «РЖД» в адрес правительства Петербурга, оно касалось согласования деталей реализации проекта. «Городом принято решение пойти навстречу ОАО «РЖД» и до обновленной даты подачи заявок на участие в конкурсе обсудить интересующие компанию вопросы в рамках сформированной рабочей группы», - отметили в Комитете по инвестициям.
С победителем тендера заключат концессионное соглашение на 30 лет. При общей стоимости проекта в 18,8 млрд рублей инвестору предстоит вложить в проект не менее 8,8 млрд рублей. Планируется задействовать сеть, принадлежащую «РЖД», - от Витебского вокзала от станции «Шушары». От нее протянут новую линию до Пулково, где должен появиться новый вокзальный комплекс.
«В настоящее время железнодорожное сообщение из центра города в аэропорт является чуть ли не обязательным требованием к современному мегаполису. Петербург – не исключение. Именно наш город является бесспорным лидером России по количеству туристов, большинство из которых прибывают в Северную столицу авиасообщением. В прошлом году пассажиропоток аэропорта Пулково увеличился на 21,6 %, составив рекордные 16,1 миллиона, и продолжает демонстрировать позитивную динамику в 2018 году», – ранее сообщила председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Но пока петербургскому терминалу приходится справляться автобусами, следующими по выделенной линии.
Отметим, что изначально пунктом отправления назывался Балтийский вокзал, но потом выбор был сделан в пользу Витебского из-за его лучшей транспортной доступности. Однако в Генеральном плане города были предусмотрены оба варианта. По словам одного из экспертов «ПД», железнодорожникам больше интересен первый вариант, потому что он способствует развитию инфраструктуры Балтийского вокзала. Кроме того, там все пути электрифицированы, а на Витебском – только половина. Более того, по данным нашего собеседника, при электрификации, возможно, придется приподнять само здание, что негативно скажется на его историческом виде.
Эксперт межрегионального отделения «Город и транспорт» Владимир Валдин усомнился в необходимости аэроэкспресса в Петербурге, назвав этот проект исключительно имиджевым. По его словам, сейчас нет особой проблемы в транспортной связи города с аэропортом, Пулково расположен достаточно близко. Кроме того, потенциальных пассажиров может отпугнуть высокая цена проезда. «При предполагаемой цене в 300 рублей за билет семье из нескольких человек дешевле добраться в аэропорт на такси. Назывались цифры – 8 млн пассажиров в год на этом маршруте, это 22 тысячи человек в сутки, с такой нагрузкой справляются автобусы», - отметил Владимир Валдин.
Эти расчеты подтверждают данные ГУП «Пассажиравтотранс». Как сообщили «ПД» на предприятии, в сентябре 25 автобусов, курсирующих по маршруту № 39, перевезли больше 450 тысяч человек, а по маршруту № 39э (экспресс, который следует без остановок) – около 100 тысяч человек. «Было бы очень удобно, если бы до аэропорта через Кольцевую автодорогу город запустил бы автобусные маршруты к первой и третьей линиям метро. Еще один вопрос связан с графиком уже курсирующих электричек. Пушкинское направление очень востребовано у пассажиров, это самая «живая» линия в городе», - отметил Владимир Валдин.
Не исключено, что именно она могла стать причиной обращения «РЖД» к городскому правительству. «Если бы город вложился бы в строительство путей от линии витебского хода с соединением до гатчинского хода через Горелово, то мы бы получили не только трассу в аэропорт, но и соединили Горелово с центром города. А пока аэроэкспресс – это имиджевый проект. В российской практике прибыльной считается линия на Шереметьево, хороший вариант создан в Волгограде к чемпионату мира по футболу. Там электричка идет до аэропорта по единому тарифу со всеми остановками. В Стокгольме есть очень дорогой экспресс «Орландо», в Лондоне – Хитроу-экспресс, хотя рядом с ним есть станция метро и обычная электричка», - рассказал Владимир Валдин.
Добавим, что петербургский проект аэроэкспресса утвержден постановлением городского правительства от 27 июля 2018 года. С 2014 по 2016 годы Смольный вместе с «РЖД» рассматривал возможные варианты транспортного обеспечения Пулково. В результате этой работы специалисты сделали выбор в пользу Витебского вокзала.
В январе 2017 года эту трассу согласовали в филиале «РЖД» - Октябрьской железной дороги в рамках подготовки к изменениям в Генплан города. В мае того же года Комитету по инвестициям поручили обеспечить разработку концепции проекта и обеспечить проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В мае 2018 года в «РЖД» отправили материалы концепции и конкурсную документацию. А через месяц в Смольном было принято решение объявить конкурс на право заключения конкурсного соглашения.