Курсистки возвращаются
Это сейчас женщины могут получать два и больше высших образования, ученые степени и посвящать свою жизнь науке. А раньше нам буквально приходилось доказывать свое право на образование. И очень многому в этом вопросе женский пол обязан Высшим женским (Бестужевским) курсам, зародившимся в городе на Неве.
«ПД» пообщался с организаторами выставки в РОСФОТО, посвященной первому женскому университету в России, и рассказывает, почему это надо увидеть своими глазами.
Женский вопрос
Санкт-Петербургские высшие женские курсы открылись 140 лет назад - в 1878 году. В честь этого события в Петербурге сейчас проводится несколько выставок, посвященных первому в нашей стране высшему учебному заведению для женщин. 11 октября открывается экспозиция в РОСФОТО. Материалы из архива Бестужевских курсов со 2 октября представлена в СПбГУ. Кроме того, еще одна выставка проходит в Президентской библиотеке.
«На выставке в РОСФОТО мы представим уникальные материалы. В основном они собраны самими «бестужевками» в 1960-е годы, - рассказала «ПД» соавтор проекта Анна Русинова. - Тогда выпускницы курсов объединились и стали собирать информацию для сохранения памяти о Курсах. Работало сарафанное радио, присылали документы со всей страны: анкеты, фотографии, страницы дневников. Так этот архив и собрался. На выставке представлено 70 оригинальных фотографий из архива Университета, и порядка 40 фотографий будет представлено из Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга».
«То, как в 1960-е годы собирался этот архив, – отдельная история. Ведь бывшими бестужевками было даже издано несколько книг. А надо понимать, что в советский период это не совсем приветствовалось. Считалось, что большевики дали образование женщинам. Но история этих Курсов говорит, что высшее образование женщины могли получать за 40 лет до революции. Поэтому широкого освещения эта тема не приобрела. Да и сейчас об этом говорят не так много. В нашей науке этим занимается всего несколько человек. Этим проектом мы даем возможность историкам и культурологам обратиться к материалам высшего женского образования», - добавляет соавтор проекта Дмитрий Гусев.
На выставке речь пойдет о событиях и обстоятельствах, которые способствовали или, наоборот, препятствовали женскому образованию в России.
«Существует стереотип, что высшее образование женщинам подарили мужчины, например, Дмитрий Менделеев или Андрей Бекетов, стоявшие у истоков Бестужевских курсов, - говорит Дмитрий Гусев. - Но на самом деле за это долго и упорно боролись женские организации. Именно женщины находили меценатов, спонсоров. Вели финансовую и организационную деятельность. В частности, привлекали ссуды на строительство здания для Высших женских курсов. И сейчас мы можем говорить об этом обоснованно. Мы нашли в архивах документы, которые свидетельствуют о том, что женское движение в XIX веке в России добилось очень многого самостоятельно».
ТРИУМВИРАТ
Существовал так называемый «Триумвират». В него входили Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова. Это были очень деятельные дамы, которые пытались дать женщинам больше прав и возможностей. Одним из путей достижения этого они считали образование.
«По сути, Бестужевские курсы стали результатом 20-летней подготовительной работы, - отмечает Дмитрий Гусев. - Им предшествовали, например, «Владимирские» курсы. На них обучение длилось два года. По сути, это были такие научно-популярные лекции для всех. То есть не совсем высшее образование. Но «Триумвират» настаивал на создании именно университета для женщин».
В итоге появился первый женский университет. Причем это было частное учреждение, правительство его не финансировало, если не считать зарплаты директора, которого назначал министр народного просвещения и которому от государства полагалось 3 тысячи рублей в год. При этом Курсы смогли построить целый учебно-научный кампус на Васильевском острове (на 10-й линии и Среднем проспекте, - ныне СПбГУ).
«Они начали с покупки кусочка земли, затем развивались и смогли все это построить, - отмечает Анна Русинова. - Поэтому мы будем рассказывать на выставке, как эти курсы влияли на общество, на город. В том числе и через строительство новых зданий, кампуса. Благодаря их активности город преображался».
Первым директором Курсов стал Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - известный историк. Собственно, его имя увековечено в названии курсов. А сами Бестужевские курсы стали символом женского образования.
За 40 лет работы их окончили более 7000 женщин. В разное время курсистками были революционерка Надежда Крупская, писательница Александра Бруштейн, актрисы Любовь Блок и Елизавета Тиме, художница Евгения Эвенбах, климатолог Евгения Рубинштейн и многие другие.
ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИЦЫ
Одна из известных «бестужевок» - это Надежда Николаевна Гернет. Она окончила курсы, уехала в Германию, получила там степень доктора – в России тогда ученых званий женщинам не давали. Вернулась в Петербург и преподавала математику на курсах. Занималась аналитической геометрией. Более того, доказала обобщенную теорему Эйлера. Это вторая женщина-математик, имеющая научную степень в России после Софьи Ковалевской.
Ботаник Татьяна Абрамовна Красносельская-Максимова окончила Курсы и осталась на них преподавать, ездила в многочисленные ботанические экспедиции. Участвовала в экспедиции на остров Ява, откуда привезла новые знания о том регионе. В 1930-е годы была выслана в Саратов по политическому делу. После Великой Отечественной войны вернулась в Москву и публиковала работы по физиологии растений. Кстати, она первый научный переводчик книг Чарльза Дарвина, что замалчивалось в советское время.
Еще одна замечательная выпускница - художница Евгения Константиновна Эвенбах. На выставке в СПбГУ представлено несколько ее произведений. Она начала учиться на курсах, но диплом получала уже в Петроградском университете – Курсы были объединены с университетом декретом советского правительства в 1919 году. Она была одной из лучших учениц Петрова-Водкина. Когда обрела творческую самостоятельность, стала востребованных графиком и иллюстратором. В издательстве «Детгиз» издано множество книг с ее иллюстрациями.
Одним из этапом ее карьеры стала полевая этнография. Эвенбах ездила по Советскому Союзу и делала зарисовки из жизни коренных народов. По итогам этих поездок выпустила несколько альбомов.
ПИОНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ ЭСПЕРАНТО
Бестужевские курсы – это, скорее, образ жизни, нежели просто образование.
«Кроме обычных занятий у них были еще, как мы бы сейчас сказали, факультативы, - рассказывает Дмитрий Гусев. - Существовал театральный кружок, литературный семинарий. Одним словом, это был не просто университет, где только читали лекции. Там была здорово поставлена внеучебная деятельность. Причем инициатива шла от курсисток. Первый в России кружок эсперантистов, например, образовался на Курсах».
«Появление такого количества семинариев отчасти вызвано тем, что у женщин того времени был недостаток в среднем образовании, потому что программа женских гимназий не была столь насыщенна. Поэтому такие факультативные занятия были нужны, - отмечает Анна Русинова. - Но потом это превратилось в нечто большее. Вообще, сложно себе представить, как женщины учились по восемь часов, а потом еще шли на астрономический или математический кружок. Занятия шли с утра и до самого вечера. В этом, собственно, и была цель основателей – вовлечь женщин в образование или науку».
Больше половины курсисток – это девушки, приехавшие из других губерний. Для них было построено общежитие. Остальные, кто мог позволить, снимали в городе квартиры неподалеку от места обучения. Примечательно, что обучение для женщин с самого начала было платным. Девушки платили 50 рублей в год, а за отдельную плату могли жить в общежитии и получать трехразовое питание.
«Во время нашей работы в архиве мы нашли разные документы, связанные с благотворительными взносами на оплату обучения, - говорит Дмитрий Гусев. - То есть губерния или земство собирало деньги и отправляло на оплату обучения какой-то девушки или ей на стипендию».
Бывало и такое, что студентки приезжали домой на каникулы, давали концерты или театральные постановки, а заработанные деньги они тратили на оплату обучения.
НЕ БЫТЬ «НАПОМАЖЕННОЙ»
Курсы были очень известны, учиться на них было престижно, поэтому брали далеко не всех. Девушке, стремящейся к знаниям, надо было провести гигантскую подготовительную работу. На Курсы она должна была привезти с собой письменное разрешение от родителей и письмо от градоначальника в благонадежности. Ну и, конечно, аттестат.
«И при всем этом были и отчисления, - рассказывает Анна Русинова. – Отчисляли и за участие в студенческих волнениях. Профессура до последнего за таких девушек сражалась. Но не всегда удавалось отстоять студенток. Были случаи, когда целые группы демонстративно отчислялись из чувства солидарности с однокурсницами. Бывало, что их потом через полгода брали обратно… Но не всегда».
В 1886 году из-за политических беспорядков Курсы пытались закрыть. Организаторы тогда отстояли «бестужевок». Но пришлось многим поступиться. Были введены более жесткие правила - несколько лет не было набора на первый курс. Лишь в 1889 году им разрешили взять новых студенток. Был и такой эпизод в истории, когда женщинам запретили изучать естественные науки: биологию, анатомию… Но потом возобновили обучение. Позже ввели пропускной режим…
Образ курсистки до сих пор эксплуатируется дизайнерами одежды. Но нужно понимать, что форму девушек диктовало их положение. Не будешь же в большом красивом платье смешивать всякие химические элементы. Поэтому они носили фартуки и отказывались от декоративных элементов на одежде. С практической точки зрения и с идеологической. «Они считали, что современная женщина должна выглядеть немного иначе, не быть просто «напомаженной барышней». По сути, никакой специальной формы у них не было, но одевались они скромно», - отмечает Русинова.
Уже в конце XIX века Бестужевские курсы были известны не только в России. В 1900 году в Париже прошла выставка достижений мирового хозяйства. В разделе «Образование» именно Бестужевские курсы получили на ней первое место. А за 11 лет до этого, в 1889 году, в Бостоне проходила конференция по высшему образованию, где Бестужевские курсы были поставлены в пример.
В 1918 году, по распоряжению Советского правительства, ВЖК были преобразованы в 3-й Петроградский университет, а в 1919 году слились с Петроградским университетом, которому перешло всё имущество женских курсов.
СКАЗАНО
Елена Агафонова, специалист РОСФОТО:
Бестужевские курсы – это уникальное явление среди высших учебных заведений дореволюционной России. Есть несколько компонентов, которые сделали их такими. Это профессора и преподаватели, это отличная учебная база: хорошо оснащенные лаборатории, удобные аудитории, одна из лучших библиотек. И это специально построенный кампус с очень хорошим общежитием.
Я думаю, что и современные студенты позавидовали бы тому общежитию, которое было у бестужевок, с залами для театральных постановок и проведения вечеров. Все это мы собираемся показать.