Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Денис Четырбок: «Депутат должен уметь решать все вопросы – от лампочки в подъезде до сложных инициатив»

Глава Комитета по законодательству городского парламента Денис Четырбок начал писать законы со студенческой скамьи
Интервью с Четырбоком Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Сегодня количество его проектов перевалило за полторы сотни. Но какая от этого польза городу на Неве и его жителям, сам парламентарий пытался объяснить в интервью «Петербургскому дневнику».

– Сколько всего законов вы написали за свою карьеру?

– Вообще, точную цифру сказать не могу, но точно помню, что изначально, работая стажером в комитете по законодательству, подготовил свой первый законопроект, когда мне был 21 год. Это была инициатива об экологических экспертизах, эта норма стала законом.

– А сейчас вы пишете все законы сами?

– Далеко не всегда. Техническую подготовку у нас ведет аппарат комитета по законодательству, где работают профессиональные юристы, кроме этого есть еще юридическое управление ЗакСа. Особо важные инициативы приходится править самостоятельно, но я всегда лично знакомлюсь со всеми проектами.

– Откуда черпаете идеи для своей законотворческой деятельности?

– Самый важный источник – это приемы жителей избирательного округа. Это вопросы, которые возникают у людей, когда они сталкиваются с ними в своей жизни. Где-то они имеют дело с несовершенством наших законов, или произволом там, где пока отсутствуют какие-либо законы. Львиную долю инициатив предлагают сами горожане, это очень важно. Я вообще очень внимательно отношусь к проведению приемов, так как общение с людьми позволяет очень хорошо прочувствовать проблемные места. 

– И что получилось написать по просьбе петербуржцев?

– За примерами долго ходить не надо: это запрет на курение кальянов в кафе жилых домов, вопросы перевода жилых помещений в нежилые – это все, что волнует людей. Мы этим и должны заниматься. Ведь мы городской парламент, и наша повестка должна быть городской. Мы иногда должны работать и с федеральной повесткой, но главное все же – это проблемы Петербурга.

– Чего обычно хотят ваши избиратели? Как им получается помогать?

 – Сегодня депутат – это такой человек, который занимается абсолютно всем, начиная от перегоревшей лампочки в парадной и заканчивая разработкой сложных законодательных инициатив. Я считаю, что народный избранник обязан заниматься тем, о чем его просят граждане в любой ситуации. На практике жалобы чаще всего поступают на благоустройство и ЖКХ. Депутатские письма, обращения и запросы позволяют решить многие проблемы весьма оперативно. Есть более глобальные проблемы, которые связаны с необходимостью улучшения транспортной инфраструктуры в районе. Это требует серьезной проработки и выделения бюджетных средств. Тут депутат выступает как лоббист своего района и округа в хорошем смысле слова. Что-то получается сделать сразу, а что-то нет, но мы держим эти вопросы на контроле.

– Что получилось?

- Нам удалось провести благоустройство на нескольких запущенных территориях в МО Красненькая речка и МО Княжево. Там были адреса, которые постоянно переносились на следующий год программы, но по просьбам жителей нам удалось их благоустроить достаточно быстро. Были и более частные кейсы. К нам обратилась женщина-ветеран ВОВ, которая уже десятки лет стояла в очереди на получение положенной ей квартиры. Нам удалось добиться этого на прошлой неделе.

Кроме того, мы постоянно на контроле держим ситуацию с зелеными насаждениям. Люди выступают за то, чтобы под их окнами не было уплотнительной застройки, а дворы оставались зелеными. В прошлом году мы подготовили 20 территорий, и они уже получили охранный статус зеленых насаждений. А сейчас мы готовим еще 30 адресов, которые включат в перечень зеленых зон. Такую задачу депутатскому корпусу поставил председатель ЗакСа Вячеслав Макаров.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Вдобавок на базе моей приемной на постоянной основе проводятся бесплатные юридические консультации. Мы не представляем интересы заявителей в суде, но оказываем поддержку вплоть до составления исковых заявлений. У нас есть очень больший опыт по решению вопросов по перерасчетам квартплаты и проблемам с назначаемыми размерами пенсий.

– Чем еще можно вдохновиться на законотворческую деятельность?


– Опытом других регионов. Например, нам сейчас интересна Москва. Так получилось, что она нас опередила в целом ряде законотворческих вопросов. Мы будем заниматься тем, что там уже давно работает. Например – вопрос уличных музыкантов или организации общественных пространств. Плюс есть концепция реализовать механизм локальных социологических опросов, которые позволят властям принимать управленческие решения по частным вопросам на уровне района или даже квартала. Все это уже работает в Москве. Ну и конечно, часть инициатив приходит нам с федерального уровня. Тут мы стараемся работать на опережение, не дожидаясь дедлайна.

– Часто новые законы из-под вашего в том числе пера носят запретительный характер, да и еще часто не выполняются. Не боитесь прогневать горожан?


– Есть такой момент, что запретительных мер слишком много, и законы не всегда работают так, как они задумывались. Неслучайно мы подготовили специальную инициативу, которая направлена на то, чтобы мы могли эффективно следить за выполнением наших законов, и в случае необходимости вносить определённые поправки. 

А что касается недовольства запретами, то могу привести простой пример с парковкой на газоне. Если мы спросим людей, хорошо ли оставлять машины на газоне, я уверен, что они будут против такого. Этот вопрос нужно решить опять же запретительной мерой, но мы сохраним газон для горожан и сэкономим миллионы бюджетных рублей на его восстановление. 

Вообще, законодатель тут поставлен в непростую позицию. С одной стороны, нам надо реагировать на обращения недовольных жителей, но с другой стороны, у нас как у региональных законотворцев не так уж и много инструментов. Например, мы можем устанавливать штрафы в Петербурге на суммы только до 5 тысяч рублей, что по сегодняшним меркам очень немного. Мы должны добиваться повышения максимального размера штрафов, без этого законы не будут достаточно сильны!

– Иногда горожане критикуют народных избранников за абстрактные и не совсем понятные законопроекты вроде введения новых городских праздников, жалуясь при этом на обилие насущных проблем – например, состояния дорог или ЖКХ.

– У нашего городского парламента есть своя компетенция и свой уровень работы. В большинстве своем вопросы ЖКХ связаны с Жилищным кодексом и относятся к федеральному уровню. Поэтому мы можем их решить только в индивидуальном порядке, так как у нас нет возможности поменять что-то на всероссийском уровне. Качество дорог и их ремонта – это вообще полномочия и ответственность скорее исполнительных органов власти. Это не дело ЗакСа – проверять качество асфальтной крошки, для этого есть проверяющие органы. Однако на городском уровне мы попытались выправить ситуацию. Так мы синхронизировали ремонт дорог и замену коммуникаций с помощь специальной законодательной нормы.

– Какие интересные нововведения от вас мы еще сможем увидеть в ближайшее время?

– Сейчас мы готовим свои предложения по изменению Жилищного кодекса РФ. Сегодня в очереди на улучшение жилищных условий есть ценз оседлости – определенное количество лет, которые гражданин должен прожить в городе, чтобы претендовать на помощь от Петербурга. Но если человек женится и прописывает вторую половину, которая не проходит по цензу, к себе, то он выбывает из очереди. Мы хотим устранить это недоразумение.

Кроме того, мы разрабатываем проект инициативы в сфере топонимической деятельности. Мы хотим создать отдельный закон для Петербурга, который будет регламентировать эту сферу. Люди не относятся к этому равнодушно. Для многих петербуржцев вопрос топонимов очень важен и серьезен. Мы должны разработать четкие правила, чтобы порядок присвоения новых имен городским объектам был прозрачен. Сейчас у нас вообще нет закона об этом, а есть только полномочия правительства и топонимическая комиссия, куда даже представители общественности – депутаты Собрания не входят.

Сейчас есть проблемы с присвоением имён школам, музеям. Потому что нет порядка присвоения таких названий. И новый закон также может решить эту проблему.

Раньше у нас не было никакого порядка с мемориальными досками. Было непонятно, кто и как их вешает и оплачивает. А теперь появился соответствующий закон, и все работает хорошо.

– Получается, что вы хотите привлечь членов ЗакСа в процесс присвоения новых топонимов?

– Мы будем предлагать включить депутатский корпус в каком-то объеме в Топонимическую комиссию. Потому что лучше, когда все спорные вопросы будут сниматься на этапе подготовке решений, чем после их принятия, когда горожане начинают жаловаться депутатам.

– А что с общественными пространствами?

– Сейчас у нас появляются такие территории, популярные у горожан, вроде «Новой Голландии» Мы хотим пойти по примеру Москвы, где уже есть нормативное регулирование и даже определённая государственная поддержка таких мест. Места массового пребывания людей, конечно, должны быть обозначены с точки зрения безопасности и комфорта. В Москве, например, там обязательно должен быть Wi-fi. Мы должны новым законом определить, что такое общественное пространство и что мы от него хотим. Это должен быть не просто какой-то полуразрушенный квартал, а место, где люди могут творчески самовыразиться, комфортно полежать на травке и почитать интернет.

Закрыть