Яндекс.Метрика
  • Илья Крушевский

Искусство на печи: первый в России музей архитектурной керамики открылся в Петербурге

Как оказалось, плитка может рассказать историю не хуже, чем полотно академического художника.
В Государевом бастионе распахнул свои двери музей «Керамарх» Фото: «Петербургский дневник»/Илья Крушевский

Несмотря на серое осеннее небо, в пятницу Петропавловская крепость играла по-настоящему летними красками. В Государевом бастионе распахнул свои двери музей «Керамарх». Около 200 экспонатов – от печей и изысканной голландской плитки до икон и изразцов куполов Соборной мечети – позволяют проследить историю развития декоративной керамики в архитектуре и интерьере с XVIII по XX век.

Коллекция и правда впечатляет. Как оказалось, плитка может рассказать историю не хуже, чем полотно академического художника, а облицовка печи – посостязаться в красоте со скульптурой. Да и залы оформлены в тонах, которые обыгрывают цветовую гамму той или иной эпохи в декоре, раскрывая экспонаты во всей их красе. Даже под ногами здесь произведения искусства: за стеклом на полу лежат осколки изразцов, которые когда-то украшали Выборг.

«Чисто по-женски мне нравится удивительная облицовка печей: орнаменты, сочетание цветов. Это уже не банальное бытовое сооружение для обогрева, а произведение искусства», – считает Наталья Сысоева, директор Иркутского художественного музея.

Фото: «Петербургский дневник»/Илья Крушевский

В основу экспозиции легли предметы из фонда архитектурных деталей Государственного музея истории Петербурга. Их там хранится более 11 тысяч. Значительная часть скопилась в 1970-1980-е годы: после капитального ремонта или сноса исторических зданий в музей чудом попадали элементы декоративной отделки.

«Троицкую церковь на Марата разрушили, и простые ленинградцы в грудах строительного мусора собирали изразцы, хранили их у себя дома, а потом отнесли в музей. Керамика – один из древнейших материалов, используемый человечеством тысячелетия. История керамики – это история нашей цивилизации в целом, и архитектуры в частности», – отметила историк архитектуры и куратор экспозиции Мария Макогонова.

Коллекцию дополняет собрание автора идеи и руководителя проекта Константина Лихолата – директора реставрационно-строительной компании.

Фото: «Петербургский дневник»/Илья Крушевский

«Идея зародилась еще в 2012 году, с началом собственной коллекции. Ее хотелось не хранить в ящиках, а показывать. Но, чтобы каждый увидел рукотворную красоту, пришлось своими силами отреставрировать 90% всех экспонатов», – рассказал меценат.

Кроме того, в «Керамархе» выставлены предметы из Эрмитажа, Музея-заповедника «Петергоф», Академии художеств, усадьбы Кусково, а также музеев Орехова-Зуева, Иркутска, Гомеля и Нижнего Новгорода.

Но это только начало: коллекция будет постоянно пополняться. Здесь будут проводить экскурсии, лекции, мастер-классы и даже интерактивные занятия для детей.

«С погодными условиями, в которых мы живем, это просто праздник души. Мне очень нравится, когда в керамике реализуются сюжеты: это целая жизнь», – поделилась заведующая кафедрой дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Светлана Бочкарева.

Закрыть