Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как выглядит закулисная жизнь петербургского трамвая

В конце сентября петербургскому трамваю исполнилось 111 лет.
Как выглядит закулисная жизнь петербургского трамвая Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

В конце сентября петербургскому трамваю исполнилось 111 лет. «Петербургский дневник» побывал в трамвайном парке № 8 и узнал об особенностях подготовки к работе одного из самых популярных видов общественного транспорта.

Трамвайный парк всегда легко узнать. К его входу ведут несколько пересекающихся трамвайных линий, здесь всегда слышан стук колес, а яркий свет «белых глаз» виден издалека.

Трамвайный парк № 8 на проспекте Стачек, 114 открыли в январе 1916 года как депо Ораниенбаумской электрической линии. Спустя почти 15 лет, в 1930–х годах линию передали в трамвайное ведомство, и парку присвоили № 9 , а следом дали имя Ивана Котлякова – участника революционного движения. В то время называть трамвайные парки именами революционеров было абсолютно нормально. Парк расположен на территории в 7 гектаров,  и что примечательно, 30 % территории занимают газоны. Сейчас парк обслуживает пять маршрутов - № 36, 41, 52, 56, 60.

Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

Конечно, не только к трамваям в парке относятся с большим уважением и любовью. Здесь каждый специалист на вес золота.

«Сейчас мы обслуживаем пять маршрутов на юге города, среднесуточно на линию выходит 83 вагона, при этом задействовано 162 водителя и столько же кондукторов, - рассказывает директор Трамвайного парка №8, ГУП "Горэлектротранс" Надежда Минакова. - У нас трудится много специалистов. У каждого из них своя специфика работы и направление».

Зачастую мы стоим на трамвайных или троллейбусных остановках и наблюдаем, как в нескольких километрах от нас стоит наш троллейбус или трамвай, но к нам не едет. Мы, конечно, находимся в недоумении и часто злимся за это на водителей. Но Надежда Минакова призывает нам относиться к этому с пониманием и чуть-чуть подождать.

«Расписание составлено таким образом, что трамваи, которые должны пройти техническое обслуживание, работают в одну смену. Поэтому иногда можно видеть днем вагон, который идет в парк. Но в большинстве своем у нас двухсменное расписание и трамваи выходят на линию на весь день: примерно с 5 утра до окончания движения за полночь», - рассказывает Надежда Минакова.
Трамвай, по мнению Надежды Минаковой, - это любовь на всю жизнь. Неважно, говорим мы о водителе, кондукторе, слесаре или уборщице. Те, кто связывает свою жизнь с трамваем, редко когда с ним расстаются.

Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

ПОМНЯ О ГЛАВНОМ 

При входе в трамвайный парк № 8 на проспекте Стачек, 114 стоит так называемый «Блокадный трамвай». Сейчас это самый настоящий памятник, который был создан руками неравнодушных волонтеров в музее Городского электрического транспорта на Васильевском острове. Его открыли к 100-летию трамвайного движения в городе в 2007 году. Сейчас он находится на балансе парка. На окнах размещены черно-белые фотографии страшных блокадных дней, сам вагон снаружи обработан специальной антивандальной пленкой. Двери вагона закрыты от любопытных глаз вандалов. Вагон неходовой, но при желании его можно прикрепить к другому, и тогда колеса будут крутиться.

ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ 

Депо № 1 было построено еще в царские времена. Депо рассчитано на 5 вагонов. Здесь их ремонтируют: поднимают подвижной состав, заменяют аккумуляторные батареи, снимают и устанавливают колеса, чинят детали, проводят диагностику. Работа точно не из легких: один вагон весит около 22 тонн. Порой приходится прибегать и к изготовлению деталей, которых может не хватать. Как правило, срок эксплуатации вагонов 15-17 лет, после чего вагоны должны быть списаны. Однако большинство вагонов все же остается в ходу благодаря умелым мастерам, которые ремонтируют вагоны и приводят их в должный вид. 

Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

ПОРА В ДУШ 

Депо № 2, как и первое, было построено в царские времена. Здесь вагоны моют и проводят их осмотр. Происходит это примерно так: вагон заезжает в депо и буквально сразу же попадает в автоматизированную мойку, с оборотным водоснабжением. После этого специалисты осматривают трамвай на предмет повреждений, если их находят, то вагоны отправляют в в депо № 1 на ремонт. Остальные трамваи после душа и осмотра отправляются на стоянку, чтобы в четко обозначенное время выехать в город. Кстати, помимо автоматизированного душа, есть и ручная уборка. С помощью специальных машин с невысоким давлением, специалисты моют лобовые стекла. Кроме того, внутри вагонов подметают и моют полы.

ВСТРЕЧАЕМ НОВОЕ 

Первый низкопольный вагон «ТрамРус» появился в Петербурге в 2014 году. Низкий пол позволяет легко входить и выходить пассажирам пожилого возраста, мамам с колясками и маломобильным группам населения. Сейчас он обслуживает маршрут № 60. Всего таких вагонов в трамвайном парке № 8 четыре. Длина вагона – 25, 5 метров. Он легко набирает скорость до 75 км в час и при этом практически бесшумный. Трамвай оснащен климат-контролем, кондиционер есть и в кабине водителя.

Закрыть