Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Зуб за зуб: «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым

Давно ходят разговоры о том, что прекрасный комедийный актер Дмитрий Нагиев решил попробовать себя в серьезной драматической роли. Да еще сняться не у кого-нибудь, а у самого Сарика Андреасяна, с которым у отечественной публики весьма натянутые отношения. Нагиев и Андреасян решили рассказать нам историю инженера Виталия Калоева, который решил мстить за смерть своей семьи и фактически стал героем.

Давно ходят разговоры о том, что прекрасный комедийный актер Дмитрий Нагиев решил попробовать себя в серьезной драматической роли. Да еще сняться не у кого-нибудь, а у самого Сарика Андреасяна, с которым у отечественной публики весьма натянутые отношения. Нагиев и Андреасян решили рассказать нам историю инженера Виталия Калоева, который решил мстить за смерть своей семьи и фактически стал героем.

«Петербургский дневник» новую работу Андреасяна посмотрел и советует идти на «Непрощенного» только большущим фанатам Дмитрия Нагиева.

Боденский кошмар

Талантливый и бескомпромиссный архитектор-инженер Виталий Калоев прекрасно зарекомендовал себя у начальства, которое решает отправить специалиста в командировку в Барселону, и сразу на целый год. Калоеву приходится оставить свою семью – жену, сына и дочь, которых, как ни странно, он очень любит. Свой проект строитель заканчивает к июлю 2002 года, звонит родным и зовет их отдохнуть под жарким каталонским солнцем.

Семья Калоева садится на чартерный рейс «Башкирских авиалиний» и отправляется к отцу и мужу, но 1 июля 2002 года их самолет сталкивается с другим воздушным судном в небе над Боденским озером. Погибают все, а виновником авиакомпания выставляет диспетчера Петера Нильсена. В самом конце февраля 2004 года Калоев нападает на Нильсена прямо на пороге его диспетчера. Нильсен скончался после 12 ударов ножа (если верить фильму, то швейцарского). Через год Калоева признают виновным, но уже через пару лет отпускают восвояси. Домой инженер, любящий отец, мститель-одиночка возвращается настоящим героем.

Эта история настолько шокировала мировую общественность, что количество специальных выпусков новостей, документальных и игровых фильмов сейчас уже невозможно подсчитать. Самую известную «документалку» по истории Калоева снял канал National Geographic. В этом варианте огромное внимание уделяется тому, как именно Калоев попал на место крушения самолетов и как он искал тела своих детей и жены. Среди игровых лент лучшую отыскать сложно. Впрочем, к истории мести архитектора в 2016 году обратились американцы, тогда главную роль сыграл сам Арнольд Шварценеггер. А теперь за дело взялись отечественные кинематографисты, которые решили снимать в роли Калоева Дмитрия Нагиева – наш ответ Терминатору.

Калоев одобрил

Фильм «Непрощенный» стал картиной закрытия фестиваля «Окно в Европу», который ежегодно проходит в Выборге. В ходе пресс-конференции, посвященной проекту, Сарик Андреасян подчеркивал, что он не смотрел американскую версию истории Виталия Калоева. Так это или нет, оставим на совести постановщика, но с работой еще весьма молодого западного коллеги по имени Эллиотт Лестер все же лучше было ознакомиться.

Конечно, «Последствия» – далеко не идеальный фильм, в нем очень много технических и сценарных огрехов, но есть в американском фильме важная составляющая – свою повесть Лестер пытается сделать максимально двусторонней. Тут не только рассказ о Калоеве: тут есть и Нильсен, и его семья, и его переживания. Андреасян, в свою очередь, решает идти совсем по другому пути. У него есть только один герой – мститель.

Важный факт, что перед выпуском фильма кинематографисты возили показывать свою работу самому Виталию Калоеву, который этот проект одобрил. Более того, как признался сам Дмитрий Нагиев, он тоже встречался с Калоевым и обсуждал с прототипом всю историю и характер своего персонажа. Калоев, судя по всему, остался доволен. При этом его экранный вариант совсем не походит на него в реальной жизни.

Снимает Сарик Андреасян

Следует честно признать, что российская аудитория к Сарику Андреасяну как в амплуа продюсера, так и в качестве режиссера относится весьма подозрительно и с нескрываемым опасением. После весьма удачной комедии «Мамы» (2012) у Андреасяна наметился, мягко скажем, небольшой спад в карьере.

Совсем равнодушно аудитория отнеслась к его «Ограблению по-американски» (2014), хотя там и играет Адриан Броуди. Чуть позже критика буквально в пух и прах разнесли его фантастическую антиутопию «Мафия: игра на выживание» (2016), ну а про отечественный блокбастер (очередной выпад в сторону кинокомиксов Marvel и DC) «Защитники» говорить и вовсе не будем, уж слишком недовольным от просмотра фильма оказался молодой зритель, для которого он и создавался в первую очередь.

С комедиями у Андреасяна все шло гораздо лучше – «Тот еще Карлосон!» и «Что творят мужчины!» россияне одобрили. Возможно, из-за появления на экране знакомых артистов, к примеру Михаила Галустяна. Даже последний ромком «Любовь в городе ангелов» при всей своей шероховатости имеет право на жизнь.

Однако Андреасян не стал останавливаться на жанрах фантастика или комедия, он пошел дальше, взявшись за самое трудное кино – драму без каких-либо нюансов. Два года назад режиссер поставил «Землетрясение» с Константином Лавроненко. История о страшной армянской трагедии 1988 года, в ходе которой были разрушены сотни населенных пунктов, получилась реалистичной, но уж слишком картонной. Создавалось ощущение, что Сарик хочет затопить публику солеными слезами, уж так сильно давил постановщик на эмоции.

«Непрощенный» – вторая попытка Андреасяна оседлать неуступчивый драматический нрав. Пользоваться он собирается теми же самыми инструментами – известный актер (Дмитрий Нагиев) и реальная история о реальном человеке, который до сих пор жив (Виталий Калоев).

Осторожно, это не «Модерн!»

У Дмитрия Нагиева к его 50 с хвостиком годам набралась уже приличная фильмография. Когда-то артист играл в криминальных сериалах типа «Каменская» или «Крот», был ведущим ток-шоу «Окна», а затем резко переметнулся в сторону сатиры. Самый яркий пример – «Осторожно, модерн!», где они с Сергеем Ростом составляли неподражаемый дуэт и успели сыграть множество забавных шаржей.

С тех пор Нагиев продолжает существовать на комедийных просторах – «Одной левой», «Самый лучший день», «Кухня», «Физрук», «Елки» и бесконечные вариации различных шоу на федеральных каналах. Теперь Дмитрий все же решился, так сказать, тряхнуть стариной и сыграть поистине драматичного героя. На что-то подобное лет пять назад согласился другой комик – Сергей Светлаков, сыгравший в криминальной драме Вячеслава Каминского «Камень».

Если Светлакова как актера серьезного кино мы вам не рекомендуем, то Нагиева – очень даже. После огромного количества ироничных, ершистых и комичных амплуа у Нагиева получилось взять себя в руки и явить образ настоящего защитника, благородного рыцаря, семьянина и человека с жизненным кредо «зуб за зуб». В самые кульминационные и важные для сюжета моменты Нагиев, конечно, слегка переигрывает, но уровень его подготовки заслуживает всяческих похвал.

С Андреасяном история другая. Удачно поймав пару-тройку планов, поставив несколько слезливых и по-человечески добрых сцен, постановщик все же завалил «Непрощенного» на бок, полностью вычеркнув из картины всех персонажей, кроме Калоева. Нет, другие люди за почти 2 часа ленты в кадре мелькают, но они слишком шаблонны. К примеру, руководство авиакомпании – редкостные мерзавцы, брат и сестра Калоева – терпеливые советчики, дети – ангелы, жена – заботливая и так далее. Впрочем, после перечисленных провальных лент и даже на фоне «Землетрясения» новая интерпретация калоевской трагедии все же заслуживает толики внимания.

От уже умудренного опытом в борьбе за вкусы отечественного зрителя Андреасяна ждали более продуманного и менее скучного кино, тут точно нужна доработка. От Нагиева, как показывает практика, никаких успехов и не требовалось, его и таким любят, но он показал себя настоящим актером, за это спасибо.

«Непрощенный» в кино с 27 сентября.